Гражданин С-ков в январе 2013 приобрел триммер в магазине, при этом работу триммера проверили, заправив его бензином с необходимыми добавками. Триммер работал, бензин был слит. Первая эксплуатация собственником товара состоялась в июне 2013, когда после вновь осуществленной заправки двигателя триммер сломался, поработав всего 5 минут. Бензин был слит. Гражданин отвез товар в магазин с целью его проверки. В магазине триммер заправили, он поработал 2 минуты и сломался. Бензин после того, как состоялась проверка пригодности триммера для работы в магазине, никто не сливал. Магазин направил покупателя в сервисный центр для проведения экспертизы. В сервисном центре при оформлении документов о приеме товара на экспертизу в примечании указали, что в бак был залит чистый бензин (а не бензин с добавками, как того требуют условия его эксплуатации). По итогам проведенной диагностики отдел экспертизы указал, что «с учетом того, что в бак был залит чистый бензин, случай не является гарантийным; установление вины продавца или покупателя не возможно». Гражданин обратился за помощью в Комитет по защите прав потребителей.
Вопросы заявителя: что делать в данной ситуации?
Ответ юриста.
Из объяснений заявителя ясно, что по настоящее время не было сформулировано надлежащей письменной претензии в адрес продавца. Согласно ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Спорным также является установление чистого бензина в баке. Со слов заявителя, эксперты в мастерской, сливая жидкость, залитую в магазине, лишь по цвету определили ее принадлежности к чистому бензину, при этом иных исследований данной жидкости не производилось. Магазин, в свою очередь, утверждает, что ими заливался специализированный бензин с добавками, требуемый для использования в данном товаре. Дальнейшая судьба бензина, слитого в мастерской, не ясна и потребителю не известна.
Заявителю следует направить претензию (образец был выдан С-кову) в адрес магазина, чтобы получить официальный отказ в его замене, ремонте, либо возращении денег. Также необходимо направить запрос в Комитет по защите прав потребителей о ходе произведенных действий по решению проблемы и достигнутых результатах. Заявитель также может обратиться в суд с иском о защите своих прав (образец был представлен) и компенсации морального вреда. Обращение в суд по делам о защите прав потребителей не облагается пошлиной (цена триммера 4000 руб.). Разъяснен судебный орган и сообщен адрес места его нахождения. Акцент при истолковании своей позиции необходимо делать именно на ошибочность утверждения, что жидкость, слитая в мастерской из бака, является чистым бензином. Возможно проведение дополнительной независимой экспертизы (в случае возможности установления следов чистого бензина в баке изделия). Денежные средства, уплаченные за экспертизу, в дальнейшем следует взыскать через суд в случае удовлетворения требования покупателя. При защите своих прав было указано о возможности ссылки на показания свидетелей, находящихся при проверке триммера, как в магазине, так и в мастерской.
Волков Алексей Эдуардович, государственный налоговый инспектор правового отдела Управления ФНС.
Консультация была дана в ноябре 2013 г.