Официальный поставщик КонсультантПлюс в Ижевске и Удмуртской Республике

Вход/Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

\ \ \ \
О праве на возврат товара (планшетный компьютер) после его неоднократного ремонта

О праве на возврат товара (планшетный компьютер) после его неоднократного ремонта

06.05.2023

13.11.2013 г. заявительница Н. приобрела планшетный компьютер марки Lenovo Idea Tab A 1000 в магазине «ХХХ» (адрес…). Срок гарантии компьютера составляет по договору 1 год.

Практически сразу после приобретения Н. обнаружила неисправности в планшетном компьютере: он не включался, не работало зарядное устройство, поэтому Н. 31.12.2013 г. сдала устройство на ремонт в магазин. Планшет находился в ремонте с 01.01.2014 г. по 29.01.2014 г. Даты приема и возвращения товара заявителю отражены во входящих смс-уведомлениях  в адрес Н. При этом сроки, указанные магазином «ХХХ» в отчете о проделанной работе (произведена проверка устройства), составляют 5 дней в отличие от фактических 29-и.

Однако и после ремонта проблема устранена не была, и 15.02.2014 г. Н. вновь обратилась в магазин «ХХХ» с просьбой принять товар на ремонт; с 16.02.2014 г. по 05.03.2014 г. планшет был в ремонте, даты приема и возвращения товара также отражены в СМС-сообщениях (итого 17 дней), причем магазин в отчете снова заявил другие, заниженные сроки.

Однако недостатки и после второго ремонта устранены не были, планшетный компьютер не включался, не заряжался, периодически «зависал» при использовании и не выключался.

 

Вопрос заявительницы: имеет ли она право на возврат товара и получения денег за него. 

 

Ответ юриста.

В ходе консультации были уточнены следующие обстоятельства дела и документы. После первого обращения был произведен ремонт (пропайка контактов), во втором согласно акту выполненных работ обновлено программное обеспечение. Заявительница 07.06.2014 г. обращалась с письменным заявлением к директору ЗАО «ХХХ», в котором просила вернуть деньги за товар, мотивируя тем, что планшетный компьютер 2 раза находился в ремонте, до сих пор не включается и не заряжается. На это от магазина «ХХХ» пришел ответ, согласно которому требования они удовлетворить готовы «при наличии доказательств их обоснованности в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Сослались на то, что «для установления причин поломки продавец обязан провести проверку качества товара» Предложили «для установления наличия дефекта, а также причин его появления обратиться в магазин Продавца по месту покупки Товара, заполнить заявление на проведение проверки качества и предоставить Товар Продавцу для проведения проверки качества». Но Н. не стала обращаться с заявлением о проведении проверки качества, т.к. допускает фальсификацию результатов проверки. 

Описание правовой квалификации

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» к таковым относятся системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

Планшетный персональный компьютер — разновидность ноутбуков, оформившаяся после презентации аппаратно-программной платформы Microsoft Tablet PC в ноябре 2002 года. Оборудованы сенсорным экраном и позволяют работать при помощи стилуса или пальцев как с использованием, так и без использования  клавиатуры и мыши.

Понятие «недостаток товара» раскрыто в ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» как несоответствие товара обязательным требованиям или условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или тем целям, ради которых товар приобретался и, о которых был поставлен в известность продавец.

В в случае обнаружения недостатков технически сложного товара потребитель вправе выбрать один из способов защиты нарушенных прав, предусмотренных  статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», но не применять их одновременно (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.04.2011 г. № 5163).

В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствии с п.1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 503 ГК РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.

Пункт 3 данной статьи ГК РФ предусматривает возможность предъявления покупателем требований о замене технически сложного товара или отказе от исполнения договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы только в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475ГК РФ). 

В соответствии с п. 5 ст. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В соответствии с абз. 2,3 п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Согласно Инструкции о порядке проведения экспертиз экспертами, утвержденной приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22.05.1979 г. N 20, экспертизы проводятся в случаях:

а) разногласий между получателем и поставщиком в определении качества товара;

б) отсутствия поставщика в месте проверки товара по качеству или неявки его представителя по вызову получателя для участия в приемке товара;

в) потери первоначального качества товара при транспортировке, а также бедствиях и авариях;

г) разногласий между покупателями и розничными торговыми предприятиями о качестве товаров, как это предусмотрено правилами обмена некачественных промышленных товаров;

д) по поручению государственного и ведомственного арбитражей, судебно-следственных органов, Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел.

Принятое решение и его аргументация

В результате анализа ситуации заявителю разъяснено, что она имеет право на возврат товара и получение за него уплаченной денежной суммы.

Что касается такого основания для возврата технически сложного товара, как наличие существенного недостатка, следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в п. 13 которого говорится следующее: «Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Доказать наличие существенного недостатка в контексте данного Постановления будет затруднительно. Лучше аргументировать свою позицию невозможностью использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Ввиду того, что планшетный компьютер не использовался 46 дней в течение года, что подтверждается распечаткой смс-уведомлений магазина «ХХХ», заявитель вправе в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы.

Следует также сказать, что возможность фальсификации результатов экспертизы в соответствии с абз. 2,3 п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» практически исключена.

 

Симакова Елена Андреевна, юрист ООО «Управляющая компания Кама», 

Консультация дана в ноябре 2014 г.


Возврат к списку