Гражданка Кр-на обратилась с просьбой помочь в защите своих прав как заказчика работ (осуществлялась сухая стяжка пола в квартире). Исполнитель выполнил работу некачественно: обнаружено несоответствие высоты пола согласованному уровню, неровности пола, а впоследствии - трещины на гипсоволокнистых листах.
Стоимость выполненных работ по договору составила 33 000 рублей, из них 16 000 рублей уплачены в качестве аванса, 17 000 рублей - после завершения работы. Заявительница продемонстрировала договор подряда на ремонтно-строительные работы.
Юристом были заданы уточняющие вопросы и запрошены все имеющиеся документы, связанные с выполнением работ.
Было выяснено, что бланк-заказ, на который содержится ссылка в договоре, не имеется. Деньги (аванс и оставшуюся сумму Кр-на отдала, но не имеет документов, подтверждающих их получение, как свидетеля оплаты представляет свою мать. Видимые недостатки выявила сразу, однако нигде их не отразила. Два раза сообщала Исполнителю о недостатках, но экспертиза не назначалась, Исполнитель лишь осматривал результат работы. Скрытые недостатки выявлены спустя год. Претензий не писала, обращалась за помощью юриста, ей отказали в силу отсутствия документов (типовой договор - все, что имеется в наличии). Акт выполненных работ, на который имеется ссылка в договоре («п. 3 Заказчик обязан принять работу и подписать акт выполненных работ. В случае, если при приеме работ Заказчиком будут выявлены недостатки, они должны быть отражены в акте выполненных работ. В противном случае работа считается выполненной без замечаний и претензий»), подписан не был. В самом договоре подпись Заказчика также отсутствует. Согласно п. 5.7 Договора Исполнитель предоставляет Заказчику гарантию на услуги сроком на 1 год.
Кр-ной разъяснены положения ГК РФ о подряде, относящиеся к ее ситуации, и применение в данном случае Закона о защите прав потребителей. (Необходимые выдержки распечатаны). Обращено ее внимание на следующее.
В соответствии со ст. 720 ГК РФ:
1. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заявитель не может ссылаться на явные недостатки, поскольку при приемке они не были оговорены, однако есть возможность ссылаться на скрытые недостатки (появившиеся трещины на гипсоволокнистых листах).
В соответствии со ст. 721 ПК РФ:
1. Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
2. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.
В данном случае результат работы обычно предъявляемым к качеству требованиям не соответствует.
В соответствии со ст. 722 ГК РФ:
1. В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Согласно ст. 723 ГК РФ:
1. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Согласно п. 4 ст. 724 ГК РФ в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
П. 5 ст. 724 гласит: «Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком».
Таким образом, на момент обращения заявителя гарантийный срок истек, однако существует возможность доказать возникновение недостатков до передачи результата работы или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии с п. 1 ст. 725 ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий и сооружений определяется по правилам статьи 196 настоящего Кодекса.
Ненадлежащее качество работы, выполненной по договору подряда, является нарушением субъективного права заказчика на использование результатов работы. Это право заказчика должно быть защищено в течение достаточно длительного периода времени. Однако законодатель ограничивает этот период времени по договорам подряда сроком в 1 год, за исключением объектов недвижимости.
В итоге заявительнице предложено направить в адрес Исполнителя претензии заказным письмом с уведомлением, оговорены тезисы претензии и предложена помощь в ее составлении, также составлении искового заявления. При возникновении между Заказчиком и Исполнителем спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин рекомендовано проведение экспертизы силами Исполнителя. Впоследствии рекомендовано незамедлительное обращение в суд для защиты своего нарушенного права.
Заявительница предупреждена о сложности - возможности оспаривания Исполнителем факта получения денег. Есть вероятность оспаривания и самого договора. Заявительнице предложена дальнейшая по обращению, после обдумывания ею результатов консультации и оценки возможных рисков.
Симакова Елена Андреевна,
юрист ООО «Управляющая компания Кама»