Официальный поставщик КонсультантПлюс в Ижевске и Удмуртской Республике

Вход/Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

\ \ \ \
О работе иностранного гражданина с разрешением на работу в рамках квоты

О работе иностранного гражданина с разрешением на работу в рамках квоты

29.10.2021

Иностранный гражданин имеет разрешение на работу в рамках квоты выделенной на предприятие. Гражданин устроен на ООО.

 

Вопрос. Иимеет ли он право вести трудовую деятельность и быть трудоустроен переводом в другое предприятие, если это предприятие квоты не имеет?

 

Ответ.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).

{Вопрос: Можно ли принять на работу иностранного гражданина без разрешения на работу, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2021) {КонсультантПлюс}}

2. Допустимая доля использования иностранных работников в отдельных видах деятельности

Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами (п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).

На 2021 г. допустимая доля таких работников установлена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1823 (далее - Постановление N 1823).

Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники {КонсультантПлюс}

В судебной практике иногда вставал вопрос: может ли полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники переведены на работу к другому работодателю? Так, по одному из дел суды единодушно пришли к выводу, что миграционный орган правомерно квалифицировал действия предпринимателя по части 2 статьи 18.15 КоАП РФ как привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения на привлечение иностранных работников (дело N А05-8298/2008). Определением от 18.03.2009 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал предпринимателю в пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора.

Таким образом, учитывая сложность миграционного законодательства, серьезные меры ответственности (штрафы, административное приостановление деятельности) и вышеперечисленные подходы в судебной практике компаниям, привлекающим иностранных работников, стоит тщательно учитывать все возможные риски, в том числе и в договорной работе, а также тщательно отслеживать соответствующие изменения в законе и судебной практике.

{Статья: Миграционные нарушения: обзор судебной практики (Балдынова А.) ("Трудовое право", 2020, N 6) {КонсультантПлюс}}

… АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Привлечение к работе в России иностранца без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение необходимо в соответствии с федеральным законом подлежит наказанию.         

Для граждан - штрафом от 2 тыс. до 5 тыс. руб.  Часть 2 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ. Д

Для должностных лиц - штрафом от 25 тыс. до 50 тыс. руб.   

Для юридических лиц - штрафом от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административным приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Для индивидуального предпринимателя - штрафом от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административным приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники {КонсультантПлюс}

20. При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.

Таким образом, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" {КонсультантПлюс}

По общему правилу работодатель (заказчик работ, услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранцев в том числе при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Это следует из абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Не требуется получать данное разрешение, если привлекаемый иностранный гражданин, в частности:

- постоянно или временно проживает в России (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

- признан беженцем на территории РФ - до утраты или лишения статуса беженца (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

- имеет временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (пп. 13 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

- прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

- является высококвалифицированным специалистом, привлеченным к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (пп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники {КонсультантПлюс}

Граждан из стран ЕАЭС можно принимать на работу без каких-либо ограничений, то есть без учета допустимой доли иностранных работников, которую ежегодно определяет Правительство РФ для отдельных видов деятельности.

То есть по общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин подпадает под ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 14.11.2018 N 1365. Однако для гражданина Республики Беларусь в приоритете положения международного правового акта - Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС).

В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

Таким образом, для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС, не требуется получать от государственных органов РФ какие-либо разрешения или патенты. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

{Вопрос: Подпадают ли под категорию иностранных граждан работники из Белоруссии (временно пребывающие) в целях применения квоты на использование иностранных рабочих? (Консультация эксперта, 2019) {КонсультантПлюс}}

На основании вышеизложенного, полагаем, что полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не передается другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю (уволены в порядке перевода к другому работодателю).

Работодатель, не имеющий разрешения на привлечение и использование иностранных работников, может принять на работу иностранного гражданина при условии, что такой иностранный гражданин (работник) относится к категории иностранных граждан, при заключении трудового договора с которыми работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

 

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» юристом-консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Хлебниковой Валерией Витальевной в октябре 2021 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).


Возврат к списку