Заявитель работает водителем грузового автомобиля Татра в компании, занимающейся добычей нефти на месторождениях в пределах территории Удмуртской Республики. 27 сентября 2015 года, двигаясь по дороге от одного из месторождений на базу с грузом в виде отработанного бурового раствора, его автомобиль был остановлен сотрудником ДПС. Инспектор указал заявителю на нарушение им требований пункта 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в копии протокола об административном правонарушении было указано, что он управлял грузовым транспортным средством марки Татра 815, относящимся к категории N3, не оборудованным средством контроля за режимом труда и отдыха водителя (тахограф). Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Между тем, из опыта работы заявителя в нефтяной компании ему известно, что установки, непосредственно осуществляющие добычу нефти, средством контроля за режимом труда и отдыха водителя не оснащаются, в связи с чем при остановке их сотрудники ДПС соответствующие нарушения не фиксируют. Копию указанного постановления он получил по почте пятью днями ранее в конверте, на котором имеется отметка почтового отделения.
Вопрос:
Возможно ли отнесение грузового автомобиля Татра, принадлежащего нефтяной компании, и занятого исключительно для обслуживания нефтяных месторождений, к той группе транспортных средств, которые не должны оснащаться тахографами. Также возможно ли обжаловать вынесенное в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности.
Ответ.
Административная ответственность по пункту 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, установлены Приложением № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Так, согласно Приложению № 2 к Приказу Минтранса России № 36, тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Заявитель уточнил, что автомобиль Татра 815 имеет максимальную массу более 12 тонн, то есть относится в категории N3.
В этом же Приказе Минтранса России № 36 содержится перечень транспортных средств, которые не должны оснащаться тахографами:
«За исключением:
автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий.».
То есть, из буквального толкования приведенных положений, действительно следует, что транспортные средства, обслуживающие нефтяные и газовые месторождения, не должны оснащаться тахографами. С другой стороны, существует утверждение о том, что к указанным транспортным средствам должны относиться лишь те, которые оснащены специальными приспособлениями и механизмами. Поскольку грузовой автомобиль Татра 815 таким механизмом не оборудован и может перевозить любые грузы, в том числе не связанные с процессом добычи нефти, то можно предположить, что он в указанный перечень исключений не входит.
С целью всестороннего и полного рассмотрения возникших вопросов был проведен анализ судебной практики по делам с аналогичными обстоятельствами.
Так было выяснено, что как таковой судебной практики применения перечня транспортных средств, на которые не распространяется правило об установке тахографов, на сегодняшний день в России не сложилось. Также отсутствуют какие либо официальные разъяснения и комментарии со стороны государственных органов. Между тем, имеется немногочисленная судебная практика, которая подтверждает, что фактическое использование грузовых транспортных средств категорий N2 и N3 в коммунальном хозяйстве и содержании дорог, обслуживании нефтяных и газовых скважин, оснащенных кранами-манипуляторами и т.д. свидетельствует о том, что установка тахографов на указанные транспортные средства не требуется.
Решение Краснодарского краевого суда от 12.12.2014 года:
«Как следует из путевого листа грузового автомобиля N от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, автомобиль <данные изъяты> государственный номерной знак N, под управлением водителя ФИО1, относится к дорожно-коммунальной технике и выпущен на линию для вывоза снега.
Как следует из муниципального контракта N на право выполнения работ по содержанию дорог, тротуаров <адрес> и прилегающих к ним площадей, внутриквартальных проездов, систем фиксации нарушений дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в лице начальника ФИО7 и <данные изъяты> в лице директора ФИО8, заключили настоящий муниципальный контракт, согласно которому <данные изъяты> обязуется своевременно выполнять работы по содержанию дорог, тротуаров <адрес> и прилегающих к ним площадей, внутриквартальных проездов, систем фиксации нарушений дорожного движения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что транспортное средство под управлением ФИО1 использовалось для коммунального хозяйства и содержания дорог.».
Решение Ульяновского областного суда по делу № 12-66/2015 от 14.05.2015 года:
«Как установлено в судебном заседании, транспортные средства были выпущены в рейс для доставки доломитовой муки, которая используется при производстве дорожно-строительных работ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Е. состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, в связи с чем постановления о привлечении его к административной ответственности подлежат отмене, а производства по делам об административных правонарушениях - прекращению.».
То есть, принимая во внимание, что фактическое использование автомобиля в обслуживании нефтяных месторождений может быть подтверждено документально, в том числе, путевым листом, заявкой на перевозку груза, транспортной накладной, договором на обслуживание, то в силу имеющейся судебной практики справедливо утверждать, что грузовой автомобиль Татра 815 под управлением заявителя не должен быть оснащенным тахографом.
При указанных обстоятельствах, заявитель имеет возможность обжалования вынесенного в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ, «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.».
Заявителю было сообщено, что поскольку с момента получения копии постановления прошло всего пять дней, он имеет достаточно времени, чтобы обжаловать вынесенное в отношении него постановление. К жалобе было рекомендовано приложить копии трудового договора, документов на автомобиль, путевого листа, транспортной накладной, также документов, подтверждающих деятельность компании в области нефтедобычи. Жалобу следует подать в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление. Госпошлиной подача указанной жалобы не облагается.
Соболев Алексей Владимирович,
юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика», тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su
Консультация дана в ноябре 2015 г.