Вопрос.
Прошу консультировать по следующему вопросу: Наша организация хочет сделать указатели (краской на асфальте, логотип нашей организации и стрелка) на тротуаре вдоль проезжей части. Подскажите является ли такой указатель рекламой и распространяется ли на него действие закона 38-ФЗ О рекламе? Могут ли быть расценены действия по нанесению указателя на асфальт как акт вандализма (учитывая, что земля принадлежит муниципалитету), с последующим привлечением к уголовной/административной ответственности? Согласования с какими службами необходимо пройти для правомерного нанесения указателя и необходимы ли они вообще?
Ответ юриста.
Требования по получению какого-либо разрешения на размещение рекламы на асфальте (к примеру, нанесение на асфальт пешеходной дорожки надписи о предлагаемых организацией услугах и телефоне организации) законодательством не установлены.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Наружная реклама и установка рекламных конструкций регулируются ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
При этом в силу ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В Законе N 38-ФЗ отсутствуют какие-либо требования к рекламе на асфальте, в том числе к получению какого-либо разрешения на размещение рекламы на асфальте.
{Вопрос: Установлены ли законодательством о рекламе требования по получению какого-либо разрешения на размещение рекламы на асфальте (нанесение на асфальт пешеходной дорожки надписи о предлагаемых организацией услугах и телефоне организации)? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2011) {КонсультантПлюс}}
Дополнительно сообщаю, что нанесение рекламы на асфальтовое покрытие можно признать правомерным, если данная реклама не выражает явное неуважение к обществу, не содержит нецензурной брани, не оскорбляет граждан, то есть не образует состава мелкого хулиганства (ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Общие требования к рекламе установлены в ст. 5 Закона N 38-ФЗ, их необходимо соблюдать во избежание административной ответственности.
Например, при разработке рекламного макета для размещения на асфальте необходимо учесть, что согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона N 38-ФЗ реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрено привлечение организации-рекламораспространителя к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, в том числе и за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
{Вопрос: Является ли распространение рекламы путем нанесения графических изображений или надписей на асфальт ненадлежаще оформленной рекламой? (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}
Исходя из изложенного, распространение рекламы путем нанесения графических изображений или надписей на асфальт никак не регламентируется действующим федеральным законодательством о рекламе. Требования по получению какого-либо разрешения на размещение рекламы на асфальте законодательством не установлены.
Подборка документов:
Вопрос: Правомерно ли нанесение рекламы на асфальт? Существует ли ответственность за несанкционированное размещение такой рекламы? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) {КонсультантПлюс}
Вопрос: Организация-рекламораспространитель разместила на асфальте тротуара автодороги рекламу, имеющую сходство со знаком пешеходного перехода. Реклама изображает человека в деловом костюме, переходящего пешеходный переход, и содержит призыв пойти в определенный магазин одежды. Человек, переходящий пешеходный переход, изображен черным цветом на белом фоне и помещен в голубой треугольник. Правомерно ли привлечение данной организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}
Вопрос: ...Требуется ли получение разрешения на размещение объявлений рекламного характера на пешеходных дорожках? Предусмотрена ли какая-либо ответственность за осуществление указанной деятельности? (Консультация эксперта, Минфин России, 2014) {КонсультантПлюс}
Статья: Парадоксы и перспективы рекламы на асфальте (Ермоленко С.) ("Конкуренция и право", 2012, N 4) {КонсультантПлюс}
Паспорт проекта Федерального закона N 489523-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ О.Л. Михеевым) (снят с рассмотрения) {КонсультантПлюс}
Проект Федерального закона N 489523-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.01.2011) {КонсультантПлюс}
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, май 2017 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).