Жильцы многоквартирного дома, в котором проживает заявитель М., три месяца назад обратились с письменным обращением в Главе Администрации г. Ижевска. В обращении ставился ряд вопросов по жилищно-коммунальному обслуживанию их дома. Заявители просили оказать содействие в благоустройстве улиц и домов их микрорайона, в частности, в обеспечении указателей улиц и номеров домов, поскольку управляющая компания соглашается провести данную работу за счет средств жителей, на что они категорически не согласны.
Обращение было зарегистрировано в канцелярии, ему присвоен входящий номер и дата. Второй экземпляр обращения с отметкой канцелярии жители оставили у себя.
До настоящего времени ответа на обращение не поступало.
Вопрос заявителя: каковы порядок и срок ответа на запрос, что следует предпринять жильцам для получения ответа по существу.
В ходе консультации были уточнены обстоятельства запроса и рассмотрены представленные документы (Договор управления многоквартирным домом, копия обращения жильцов). В частности, было выяснено, что в обращении указан адрес, по которому надо дать ответ, обращение содержит подписи и реквизиты жильцов, подписавших обращение, никаких промежуточных ответов (например, о перенаправлении запроса в другие организации) на запрос не поступало.
Ответ юриста.
Рассматриваемые вопросы относятся к административному праву, в частности, порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В соответствии со ст. 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Статья 11 данного закона устанавливает порядок рассмотрения отдельных обращений:
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Статья 12 закона устанавливает сроки рассмотрения письменного обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом, в случае, если в обращении соблюдены требования к обращению, установленные статьей 7 данного Закона, обращение собственноручно подписано жильцами, проставлена дата обращения, указан адрес, по которому необходимо дать ответ, то обращение подлежит приему и рассмотрению. В случае, если обращение подлежит направлению в соответствующий орган, то жильца уведомляются по данному адресу промежуточным ответом, с указанием адреса и наименования государственного органа, которому перенаправлено обращение. Ответ на обращение жильцов должен быть дан в течение 30 дней, в исключительных случаях - в течение 60 дней с извещением заявителей о продлении рассмотрения обращения.
Поскольку до настоящего времени ответа на обращение по указанному в обращении адресу не поступило, заявителю разъяснено, что жильцы дома, написавшие обращение, имеют право обратиться в административном порядке к вышестоящему должностному лицу либо в органы прокуратуры для проверки соблюдения законодательства о рассмотрении обращений граждан и проверки доводов жалобы жильцов об игнорировании должностными лицами их обращения.
Так, в соответствии со ст. 14 данного закона государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Юрист Ковалева Елена Вячеславовна, моб. 8-909-055- 61- 41
Консультация дана в ноябре 2011 г.