Организация не вела воинский учет сотрудников, а в октябре подала данные в военкомат о сотрудниках организации.
Вопрос
Могут ли оштрафовать организацию за непредоставление сведений о сотрудниках в военкомат?
Ответ
Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), и Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации) (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), п. 9 Положения).
Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10). Карточки заполняются на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, - для призывников, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) или справки взамен военного билета - для военнообязанных. Документы воинского учета военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, предъявляются работодателю при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. п. 27, 28 Положения, п. п. 31, 32 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция N 700)).
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами субъектов РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в соответствии с Инструкцией N 700 (п. 33 Положения).
Кроме обязанностей по ведению воинского учета, ответственные за военно-учетную работу должностные лица организации обязаны, в частности (п. п. 1, 12 ст. 4, п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ, пп. "а", "б" п. 32 Положения):
• направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
• направлять в течение 5 дней со дня принятия или увольнения граждан с работы в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы;
• направлять в военные комиссариаты в течение 3 рабочих дней сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять.
Должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, в частности к административной ответственности и уголовной ответственности (п. 3 ст. 7 Закона N 53-ФЗ, п. 54 Положения).
Ответственность за административные правонарушения в области воинского учета определена в гл. 21 КоАП РФ. Так, например, непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).
Исходя из вышеизложенного за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета в соответствии с Законом N 53-ФЗ, предусмотрена ответственность по ст. 21.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностное лицо.
Привлечение к ответственности юридического лица за неведение воинского учета по ст. 21.4 КоАП РФ является неправомерным.
{Вопрос: Могут ли организацию оштрафовать по ст. 21.4 КоАП РФ за неведение воинского учета? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023) {КонсультантПлюс}}
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» руководителем отдела "Горячая линия" ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем в ноябре 2023 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).