НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДЫ: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ОБЫЧНОГО ОФИСА

Распечатать

По материалам журнала "Главная книга"

Мошкович М.

Система взимания так называемых экологических платежей (или платы "за грязь") по-прежнему остается неясной для большинства бухгалтеров. И неудивительно: законодательство неопределенное, судебная практика противоречивая. Сегодня мы рассмотрим, какие все-таки обязанности есть у организаций и ИП в данной сфере. Говорить будем об "офисных" компаниях, поскольку для производственников эти платежи - обычное дело.

 

Вредные воздействия, за которые вносится плата

 

Для начала перечислим все виды вредного воздействия на природу, за которые надо платить <1>:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

- сбросы загрязняющих веществ в воду;

- загрязнение недр или почв;

- размещение отходов;

- шум, тепло и иные виды негативного влияния на окружающую среду.

Из этого списка для нас представляют интерес только выбросы в атмосферу от передвижных источников (поскольку таковым признается любой автомобиль <2>) и размещение отходов. Остальные виды загрязнения природы, как правило, офисов не касаются.

 

Транспортные выбросы

 

Что нужно делать

 

Если вы используете автомобиль (неважно, для нужд организации или для оказания услуг), то необходимо ежеквартально вносить плату за выбросы в атмосферу и представлять расчеты <3> в территориальный орган Росприроднадзора.

Авто может быть собственным, арендованным <4> или полученным в лизинг <5>. Главное, чтобы списание топлива по нему отражалось в вашем учете. Неиспользуемое транспортное средство никакого вреда природе не наносит, поэтому и вносить плату за выбросы от него не нужно <6>. Что касается расчета, то в нем указываются только сведения об использованном топливе, данные об имеющихся у организации автомобилях в расчете не отражаются.

Нужно ли заполнять расчет, если сумма платы в отчетном периоде равна нулю? В общем-то, отчетность должны сдавать только те, у кого есть обязанность платить за загрязнение природы <7>. Представляется, что подход должен быть таким:

<если> у вашей организации нет автомобилей, то расчеты оформлять и сдавать не надо;

<если> автомобиль есть, но в каком-то отдельном квартале он не использовался (к примеру, из-за ремонта), то нулевой расчет лучше сдать, чтобы не вызывать лишних вопросов.

 

Расчет платежа

Платеж определяется как произведение фактически израсходованного за отчетный период топлива, нормативов платы и ряда коэффициентов <8>. Для примера предположим, что автомобиль, используемый организацией в Москве, "скушал" (согласно подтверждающим документам) за I квартал 2014 г. 1090 литров бензина марки АИ-92. Поскольку расчет по бензину делается в тоннах, необходим перерасчет. Для этого нам нужно знать плотность топлива.

Рекомендуемые значения плотности вы можете видеть в таблице <9>.

 

Перерасчет делается так: вначале литры переводятся в килограммы: 1090 л х 0,735 (плотность) = 801,15 кг, затем килограммы переводятся в тонны: 801,15 кг / 1000 = 0,8 т.

Далее рассчитаем сумму экологического платежа за квартал. Она составит 5,52 руб. (0,8 т х 1,3 х 1,9 х 1 х 1,2 х 2,33), где:

- 1,3 - норматив платы за бензин <10>;

- 1,9 - коэффициент экологической значимости Центрального экономического района (к которому относится г. Москва) <11>;

- 1 - дополнительный коэффициент (для особо охраняемых природных территорий он равен 2, для других - 1) <12>;

- 1,2 - дополнительный коэффициент при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу городов <11>.

 

Примечание. Как разъяснялось ранее, данный коэффициент применяется в том случае, если автомобиль зарегистрирован в городе. А фактическое место эксплуатации не имеет значения <13>. Документ, в котором содержалось такое разъяснение, утратил силу <14>. Однако по причине отсутствия иных разъяснений считаем возможным пока придерживаться этого правила;

 

- 2,33 - коэффициент, установленный на 2014 г. Законом о бюджете (для нормативов платы, введенных в 2003 г.) <15>.

Также обратите внимание на следующие моменты:

- расчет делается поквартально, а не нарастающим итогом;

- если расходуются разные виды топлива (к примеру, не только бензин, но и дизельное топливо), то их нужно показывать в расчете по разным строкам;

- расчет подается в территориальное подразделение того субъекта Федерации, где зарегистрирован автомобиль <17>. Предположим, что вы используете две машины: одна принадлежит организации и стоит на учете в Москве, а другая арендуется у сотрудника и зарегистрирована в Московской области. В таком случае нужно делать для каждого субъекта свой расчет и подавать их в разные территориальные органы Росприроднадзора;

- если автомобили зарегистрированы в разных муниципальных образованиях на территории одного субъекта РФ, то для каждого муниципального образования заполняются свои листы "Расчет суммы платежа" и разделы 2 (выбросы от передвижных источников) <18>.

 

Ответственность за просрочку

Внести плату и сдать расчет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <19>. За любое опоздание с внесением платы грозит штраф <20>:

- руководителю (ИП) - от 3 до 6 тыс. руб.;

- организации - от 50 до 100 тыс. руб.

А что будет, если вы ошиблись с расчетом и перечислили меньше, чем нужно? Закон об этом умалчивает, но проверяющие все равно штрафуют. Судебная практика неоднородна: иногда суд наказывает за частичное невнесение платы <21>, иногда - нет <22>.

В любом случае лучше перестраховаться и внести плату пораньше. Тем более что плата за вред природе - это не налог, поэтому правила НК о переносах срока с нерабочего дня на следующий рабочий день <23> в данном случае не применяются. К примеру, внести плату за I квартал 2014 г. нужно не позднее 20 апреля. Эта дата приходится на воскресенье. Если вы перечислите деньги в понедельник, 21 апреля, то попадете под санкции. Следовательно, это нужно сделать не позднее 18 апреля.

Что касается просрочки со сдачей расчета, то непосредственно за это ответственность не установлена. Хотя проверяющие и пытаются наказывать организации в таких случаях за несвоевременное сообщение информации о загрязнении окружающей среды по ст. 8.5 КоАП РФ. Штраф составляет:

- для руководителей (ИП) - от 1 до 2 тыс. руб.;

- для организаций - от 10 до 20 тыс. руб.

Однако такой штраф можно оспорить. Суды считают, что данная статья здесь неприменима <24>.

 

Налог на прибыль

Экологические платежи включаются в состав "прибыльных" расходов как на общем режиме <25>, так и на упрощенке, если ваш объект налогообложения "доходы минус расходы" <26>. Формально можно учесть платежи лишь за предельно допустимые выбросы. Но для транспортных средств нормативов нет, поэтому спокойно учитывайте плату в полном объеме.

 

Что не нужно делать

Природоохранное законодательство предусматривает еще несколько обязанностей для тех, кто загрязняет природу и вносит за это плату. Но в случае с транспортными выбросами выполнять их не нужно.

Так, вы не должны разрабатывать нормативы выбросов вредных веществ, поскольку в отношении передвижных источников они определяются техрегламентами <27>. То есть если техосмотр пройден, то это означает, что автомобиль загрязняет природу в пределах допустимого.

Нет необходимости и получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Хотя это и предусмотрено Законом <28>, порядок выдачи такого разрешения не утвержден <29>.

Кроме того, никто из природопользователей (независимо от вида вредного воздействия) не должен вставать на учет в территориальном органе Росприроднадзора. Единственный документ, в котором говорится о постановке на учет <30>, не зарегистрирован в Минюсте и не опубликован <31>, потому и не применяется. Отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды <32>. Отметим, что регистрационный номер вам не нужен: форма расчета не требует его указания. А орган Росприроднадзора сам поставит компанию на учет по факту представления первого расчета.

 

Офисные отходы

В любом офисе образуется мелкий мусор - бумага, использованные канцтовары, картриджи, запчасти компьютеров, упаковки от ланча сотрудников и т.п. Все это отходы, которые могут быть признаны опасными.

 

Что нужно делать

Нужно обратиться в территориальный орган Росприроднадзора и получить свидетельство о классе опасности <33> на каждый вид отходов, который "производит" ваша организация <34>.

Если отходы будут отнесены к I-IV классам опасности, то придется оформить на них еще и паспорта <35>. Причем вы должны самостоятельно составить паспорта, а затем согласовать их в Росприроднадзоре <36>. Например, к IV классу (малоопасному) <37> относится несортированный мусор от бытовых помещений организаций <38>.

А вот на отходы в виде бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства <39> паспорт можно не получать, поскольку они относятся к V классу (неопасному).

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

За отсутствие "мусорного" паспорта организацию могут оштрафовать на 100-250 тыс. руб., а директора (ИП) - на 10-30 тыс. руб. <40>.

Согласитесь, все это звучит довольно абсурдно в отношении офисного мусора. Однако, учитывая весомые штрафы, лучше от паспортизации отходов не отмахиваться. Паспорт оформляется только один раз, поэтому нужно просто сделать его и забыть.

Примечание. С 1 августа 2014 г. начнут действовать новые Правила паспортизации отходов <41> и действующий каталог отходов утратит силу. Новый же каталог еще не принят, поэтому неизвестно, сохранится в нем оценка офисных отходов как опасных или нет.

 

Что не нужно делать

Если ваши отношения с отходами заканчиваются в момент их перемещения в мусорный бак на улице (а именно так и бывает у "офисных" компаний), то вносить плату за размещение отходов вы не должны. Как неоднократно разъяснял ВАС, "размещением отходов" по смыслу природоохранного законодательства может заниматься только специализированная организация, которая владеет предназначенными для размещения отходов объектами <42>. Следовательно, она и должна платить за загрязнение окружающей среды. Если у представителей Росприроднадзора вдруг возникнут к вам претензии, сошлитесь на мнение высшей судебной инстанции. При этом неважно, кто заключал договор на вывоз мусора: ваша организация или владелец помещения (если вы его арендуете).

Помимо внесения платы, у специализированной организации есть и другие обязанности, в том числе:

- организация производственного контроля <43>;

- разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <44>;

- предоставление отчетности по форме N 2-ТП (отходы) <45> в территориальный орган Росприроднадзора <46>.

Но вас они не касаются по той же причине - офисы не занимаются ни "размещением отходов", ни "обращением с отходами". Если проверяющие будут утверждать обратное, сошлитесь на судебную практику <47>.

 

Кто и как проверяет организации

Как вы уже поняли, выполнение природоохранных требований (внесение платы, сдачу отчетности и т.д.) контролирует Росприроднадзор <48>. Его инспекторы могут прийти к вам с проверкой - плановой (не чаще чем раз в 3 года <49>) или внеплановой, выдать предписание <50> или наложить административный штраф.

Обращаем внимание, что срок давности для штрафа за природоохранные нарушения относительно небольшой - 1 год с момента совершения нарушения <51>. То есть, к примеру, плата за I квартал 2014 г. должна быть внесена не позднее 20 апреля. Следовательно, с 21 апреля отсчитывается годичный срок, по истечении которого оштрафовать вас за просрочку уже не могут.

А вот взыскать саму задолженность через суд орган Росприроднадзора может в течение 3 лет, отсчитываемых от установленного срока оплаты <52>. Ведь 6-месячный предельный срок взыскания недоимки в судебном порядке, установленный НК <53>, здесь не применяется.

Ну а если пройдут и 3 года, то экологическую задолженность с вас уже не взыщут. Есть, правда, еще и специальный срок давности для исков о компенсации вреда окружающей среде - они могут быть предъявлены аж в течение 20 лет <54>. Но данная норма в спорах о взыскании регулярных платежей "за грязь" не применяется <55>.

Попасть в план ваша компания может в случае, если истекли 3 года с момента:

<или> госрегистрации организации (ИП);

<или> окончания последней плановой проверки;

<или> представления организацией (ИП) уведомления о начале ведения вида деятельности <56>.

Что касается внеплановых проверок, то их проводят <57>:

- с целью проверить, как выполняются ранее выданные предписания госинспекторов;

- по жалобам органов власти, организаций или граждан о замеченных нарушениях.

 

* * *

Не так давно КС признал норму, обязывающую вносить экологические платежи, неконституционной в части, касающейся 5-кратного повышения платежа при сверхлимитном размещении отходов <58>. "Офисных" компаний это решение никак не касается. Однако КС обратил внимание на неопределенность природоохранного законодательства. Поэтому не исключено, что порядок внесения платы "за грязь" вскоре будет изменен. Но вы не волнуйтесь - если это произойдет, мы вас сразу же проинструктируем.

 

-------------------------------

<1> п. 2 ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ

<2> п. 4 Порядка, утв. Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 (далее - Порядок N 867)

<3> приложение 1 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ N 204)

<4> Письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167

<5> Письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712

<6> Постановление ФАС СКО от 15.06.2010 N А53-26955/2009

<7> Постановление ФАС УО от 24.08.2012 N Ф09-7611/12

<8> п. 12 Порядка заполнения раздела 2 Расчета, утв. Приказом N 204

<9> Письмо ФНС от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23@; разд. 1.2 Рекомендаций, утв. Постановлением Госстроя от 09.03.2004 N 36

<10> Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), утв. приложением 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344)

<11> приложение 2 к Постановлению N 344

<12> п. 2 Постановления N 344

<13> п. 25 Методических рекомендаций, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 (утратил силу с 09.08.2011)

<14> Приказ Ростехнадзора от 09.08.2011 N 452

<15> п. 3 ст. 3 Закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ

<17> пп. 2, 4 Общих положений Порядка (приложение 2), утв. Приказом N 204; п. 4 Порядка N 867; Письмо Ростехнадзора от 11.12.2008 N 14-05/6488

<18> п. 1 Порядка заполнения листа "Расчет суммы платежа", п. 1 Порядка заполнения раздела 2 Расчета, утв. Приказом N 204

<19> п. 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557; п. 3 Порядка (приложение 2), утв. Приказом N 204

<20> статьи 2.4, 8.41 КоАП РФ

<21> Постановление ФАС СКО от 07.05.2007 N Ф08-2045/2007-860А

<22> Постановление ФАС СКО от 10.06.2009 N А53-21043/2008-С4-7

<23> п. 7 ст. 6.1 НК РФ

<24> Постановление 10 ААС от 24.09.2013 N А41-10959/13

<25> подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ

<26> подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ

<27> п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.03.2000 N 183

<28> п. 2 ст. 14 Закона от 04.05.99 N 96-ФЗ

<29> Постановление ФАС ЗСО от 30.09.2009 N А46-10383/2009; Решение Нижегородского облсуда от 07.02.2011 N 7-37/11

<30> Приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545

<31> Письмо Минюста от 13.09.2005 N 01/7226-ЕЗ

<32> Постановление 6 ААС от 03.10.2011 N 06АП-3857/2011; Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 N 33-4736

<33> приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570

<34> п. 2 ст. 14 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ); п. 2.4 Порядка, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570; п. 3 Инструкции, утв. Приказом МПР от 02.12.2002 N 785 (далее - Инструкция N 785)

<35> приложение 1 к Приказу МПР от 02.12.2002 N 785

<36> п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ; пп. 1, 7 Инструкции N 785

<37> ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ

<38> код 91200400 01 00 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Минприроды от 02.12.2002 N 786 (далее - ФККО)

<39> код ФККО 18710300 01 00 5

<40> ст. 8.2 КоАП РФ

<41> Постановление Правительства от 16.08.2013 N 712

<42> Постановления Президиума ВАС от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11

<43> ст. 26 Закона N 89-ФЗ

<44> п. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ

<45> утв. Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17

<46> п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ

<47> Постановления Президиума ВАС от 13.03.2012 N 15331/11; 15 ААС от 01.12.2011 N 15АП-12257/2011; 4 ААС от 15.06.2010 N А10-878/2010

<48> п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 27.01.2009 N 53 (далее - Правила)

<49> п. 8 Регламента, утв. Приказом Минприроды от 26.08.2008 N 192

<50> подп. "д" п. 9 Правил

<51> ст. 4.5 КоАП РФ

<52> статьи 196, 200 ГК РФ; Постановление Президиума ВАС от 30.03.2010 N 16772/09

<53> п. 3 ст. 46 НК РФ

<54> п. 3 ст. 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ

<55> Постановление 14 ААС от 14.08.2012 N А05-7895/2011

<56> п. 2 ст. 8 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

<57> п. 11 Правил

<58> Постановление КС от 05.03.2013 N 5-П

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 7

?>