НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

РАБОТА ФИРМЫ ПРИОСТАНОВЛЕНА ПО СУДУ: ЧТО ДЕЛАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Распечатать

 

Аипкин С.М.

 

Суды общей юрисдикции за различные нарушения приостанавливают деятельность примерно 30% фирм, привлеченных к административной ответственности. Надеемся, что с вашей организацией это не случится. Но на всякий случай надо быть готовым ко всему.

 

Что такое административное приостановление деятельности

 

Это наказание в виде временного (до 90 суток) прекращения <1>:

- деятельности организации или ее отдельных подразделений;

- эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

- отдельных видов деятельности.

Приостановление деятельности назначается судьей. Исключение - нарушение требований промышленной безопасности, угрожающее жизни или здоровью людей. В этом случае деятельность приостановит Ростехнадзор <2>.

Сразу после вынесения постановления о приостановлении деятельности в организацию приходит пристав и закрывает доступ к объекту, деятельность которого приостановили.

После истечения срока приостановления, если оно не было прекращено досрочно, организация сразу может начинать работать. Пристав сам вынесет постановление об окончании исполнительного производства и направит его в суд <3>. Но необходимо помнить, что, возможно, сразу или через какое-то время в организацию явится проверяющий, например трудинспектор или пожарный, чтобы проконтролировать, устранены ли нарушения, за совершение которых приостанавливалась деятельность <4>.

И если будет установлено, что такие нарушения не устранены, то приостановление деятельности может быть назначено вновь <4>.

 

Как платить зарплату

 

Административное приостановление деятельности - это простой по вине работодателя <5>. Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработок <6>. Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработка <7>. В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как "РП" или "31" - "Время простоя по вине работодателя".

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха вы заплатите средний заработок, в то время как всем другим работникам продолжите начислять зарплату за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласны <8>. Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработка <9>.

Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, как <9>:

<или> искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;

<или> позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.

В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды "Я" или "01" - "Продолжительность работы в дневное время".

 

Как платить налоги и страховые взносы

 

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетности <10>. То же самое можно сказать о взносах с выплат работникам <11>. При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

 

Как рассчитываться с контрагентами

 

Приостановление деятельности не является форс-мажором, так как оно произошло по вине самой организации. Следовательно, это наказание не освобождает должника от исполнения обязанностей перед контрагентом в установленные сроки <12>. Таким образом, если ваша организация не хочет нести дополнительные затраты в виде неустоек и судебных расходов, ей не остается ничего другого, как найти способ исполнить свою обязанность перед контрагентом или договориться с ним о переносе сроков.

 

* * *

 

В заключение хотелось бы отметить, что приостановление деятельности может парализовать и работу бухгалтерии, например, когда организация нарушила правила пожарной безопасности. В этом случае вашему руководству нужно позаботиться о переносе компьютеров и прочего имущества в другое помещение для продолжения работы бухгалтерии. Ведь выплатить всем зарплату, заплатить налоги и сдать отчетность вам, несмотря на временные трудности, все равно нужно вовремя.

 

--------------------------------

<1> ч. 1, 2 ст. 32.12 КоАП РФ

<2> ч. 3 ст. 9.1, пп. 1, 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401

<3> ч. 3, 6 ст. 47 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

<4> ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ

<5> ст. 1.5 КоАП РФ; ст. 72.2 ТК РФ

<6> ст. 220 ТК РФ

<7> ст. 157 ТК РФ

<8> ст. 72.2 ТК РФ

<9> ст. 220 ТК РФ

<10> п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 61 НК РФ

<11> ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<12> ст. 1.5 КоАП РФ; подп. 1 п. 1 ст. 202, ст. 330, п. 3 ст. 401 ГК РФ; ст. 125 АПК РФ

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 9

 

 

?>