НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

ШТРАФ ЗА КОРРУПЦИЮ: КАК УБЕРЕЧЬСЯ

Распечатать

По материалам журнала "Главная книга"

М.Г. Мошкович, старший юрист

 

Привлечь за дачу взятки можно только гражданина, даже если он действовал в интересах компании.

Но для организаций уже давно придуман аналог "взяточной" ответственности. Взятка считается коррупцией, а административный штраф за нее начинается от 1 млн руб. И если человек еще может избежать наказания в случае явки с повинной, то у компании таких шансов ничтожно мало.

 

Сумма взятки не имеет значения

"Не подмажешь - не поедешь". Увы, эта поговорка давно воспринимается в России как норма, особенно в бизнесе. Нередко деньги откровенно вымогают, но часто компании по привычке сами готовы их предложить "за решение вопроса". При этом далеко не все осознают, что рискуют попасть на огромную сумму.

К примеру, директор частной языковой школы дал трудинспектору взятку 20 000 руб. за то, чтобы тот отменил постановления о назначении штрафов в отношении школы. Тайное стало явным, и в итоге образовательное учреждение оштрафовали еще на 1 млн руб. <1>

 

Внимание. Коррупцией считаются следующие действия <2>:

  • злоупотребление служебным положением или полномочиями;
  • дача или получение взятки;
  • коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физлицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц;
  • совершение всех перечисленных действий от имени или в интересах компании.

 

Почему так сурово? Дело в том, что "коррупционная" статья КоАП вообще не предусматривает минимального размера взятки, за дачу которой грозит штраф.

Если ваш сотрудник дал или хотя бы обещал незаконное вознаграждение от имени или в интересах компании представителю власти или руководителю другой фирмы, то это чревато для самой компании <3>:

  • штрафом в размере до трехкратной суммы взятки, но не менее 1 млн руб.;
  • конфискацией денег или иного имущества, предложенного в качестве взятки.

То есть если бы трудинспектору дали всего 5 000 руб., на размер штрафа это никак бы не повлияло. И даже для малого бизнеса заменять штраф по этой статье на предупреждение запрещено <4>.

Кстати, все те же санкции возможны, если взятка передавалась в интересах иной компании, которая связана с вашей.

В принципе, КоАП разрешает снижать штраф, но в случае с коррупцией - не ниже чем до 500 000 руб. И для этого компании придется доказывать наличие исключительных обстоятельств, связанных <5>:

  • с характером нарушения и его последствиями;
  • с имущественным и финансовым положением компании.

Поскольку понятие "исключительности" никак не закреплено в законе, судьи применяют его по своему усмотрению: иногда снижают штраф, а иногда и нет.

 

Можно ли избежать штрафа

Нередко при выявлении нарушений собственники фирм стараются свалить все на руководителя или другого работника: мол, он виноват, а компания ни при чем. Ведь штрафы для граждан в разы меньше, чем для организаций, а оплатить компания может помочь. Но в нашем случае этот номер не пройдет. Санкции за незаконное вознаграждение предусмотрены только для организаций. А доказать, что работник действовал лишь в своих интересах, довольно сложно.

К примеру, водитель грузовика предложил деньги полицейскому, чтобы тот не составлял протокол о нарушениях, выявленных при перевозке опасных грузов. Компания пыталась доказать, что это была собственная инициатива водителя. Но суд решил так: водитель был работником ООО, у него была товарно-транспортная накладная на перевозку груза. Штраф для водителя за нарушение правил перевозки опасных грузов не превышает 1 500 руб. <6>, а взятка, которую он хотел дать сотруднику полиции, составила 9 300 руб. Значит, он действовал не в своих интересах, а в интересах компании-работодателя. Поэтому ее и оштрафовали на 1 млн руб. <11>

 

Справка. Если руководство поручает работнику "занести деньги" в интересах фирмы, уголовная ответственность распределяется так <7>:

  • за дачу взятки представителю власти отвечает директор <8>, за посредничество во взяточничестве - работник <9>;
  • за коммерческий подкуп руководителя другой фирмы отвечает директор, а за пособничество в подкупе - работник <10>.

 

Сам по себе факт привлечения руководителя или сотрудника компании к уголовной ответственности не спасет фирму от штрафа <12>. Возможна даже обратная ситуация: человек может избежать осуждения, например в связи с "деятельным раскаянием" <13>, а вот его компанию все равно оштрафуют. Так, уголовное дело в отношении специалиста питерского АО прекратили, поскольку он активно способствовал изобличению чиновника, которому передал деньги за подготовку нужного заключения. Но это никак не спасло от миллионного штрафа саму компанию <14>.

И все же в КоАП есть норма, позволяющая фирмам освободиться от штрафа за дачу незаконного вознаграждения. Это возможно в двух случаях <15>:

  • организация способствовала выявлению нарушения и проведению административного и/или уголовного расследования;
  • в отношении организации имело место вымогательство.

Сразу скажем, что воспользоваться этой нормой совсем не просто. Так, у ООО угнали машину, а оперуполномоченный потребовал денег за розыск. Предварительно сообщив о вымогательстве в правоохранительные органы, представитель ООО передал требуемые 40 000 руб., после чего взяточника задержали и осудили. Это не помешало наказать ООО, но штраф удалось отбить в суде <16>.

В другом случае представитель компании сообщил о взятке, данной им во время выездной проверки административно-технической инспекции, уже после возбуждения уголовного дела. В связи с этим суд решил, что оснований для освобождения компании от "коррупционного" штрафа нет <17>.

 

Разрабатываем антикоррупционный ЛНА

Убедить прокуратуру или суд в том, что вы законопослушные борцы с коррупцией, поможет наличие в компании антикоррупционного локального акта.

Собственно, он в любом случае должен быть, поскольку Закон обязывает все организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции <18>. Но если вам придется отбиваться от штрафа, то наличие такого ЛНА маленький, но все же аргумент в вашу пользу.

Отразить разработанные меры можно:

  • в положении об антикоррупционной политике;
  • в специальном разделе другого ЛНА, например правил внутреннего трудового распорядка.

В такой локальный акт, в частности, рекомендуется включить <19>:

  • указание на подразделение (или просто должностное лицо, например замдиректора), которое в компании будет отвечать за профилактику коррупционных и иных нарушений, за оценку коррупционных рисков <20>, за взаимодействие с правоохранительными органами и т.д.

Потом приказом следует возложить на него соответствующие обязанности;

  • нормы УК и КоАП об ответственности за взятки, коммерческий подкуп, незаконное вознаграждение от имени компании, посредничество в этих действиях и т.д. Можно сделать отдельные памятки для сотрудников, провести обучение;
  • правила служебного поведения работников, в том числе обязанность сообщать работодателю обо всех случаях коррупционных предложений со стороны официальных лиц и работников других организаций. Крупные компании иногда принимают отдельные кодексы этики для сотрудников;
  • порядок действий работников при возникновении конфликта интересов. Например, в ситуации, когда сотрудник оказывается перед выбором, какого подрядчика рекомендовать руководству - фирму, принадлежащую его родственнику, или другую компанию.

 

Справка. Административный штраф возможен лишь при наличии вины. Компания считается виновной при условии, что у нее была возможность для соблюдения закона, но она не приняла все зависящие от нее меры для этого <21>.

 

Включаем антикоррупционные положения в трудовой договор

С положением об антикоррупционной политике, как и с любым другим ЛНА, все работники должны быть ознакомлены под роспись <22>.

Но Минтруд также рекомендует включать условие о соблюдении такого положения в трудовой договор <23>.

В качестве общего правила можно просто вставить в ваш трудовой договор стандартную фразу.

 

--------------------

5.1. Работник обязуется соблюдать Положение об антикоррупционной политике и иные локальные нормативные акты Работодателя в сфере предупреждения коррупции.

--------------------

 

Для тех работников, чьи должности связаны с высоким коррупционным риском, рекомендовано предусмотреть и специальные обязанности, например представлять работодателю декларацию о конфликте интересов. С учетом характера работы имеет смысл также прописать конкретные антикоррупционные обязанности в должностных инструкциях.

Это в любом случае выгодно для компании. Ведь если обязанности закреплены в трудовом договоре, при их нарушении работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности - вплоть до увольнения за неисполнение трудовых обязанностей <24>. А если уж возникнет вопрос об административной ответственности, то вы сможете продемонстрировать прокуратуре или суду: смотрите, вот мы приняли все меры, сделали все, что могли. Предупреждали работника, разъясняли ему, обучали, а он все равно зачем-то дал взятку...

К слову сказать, Минтруд рекомендует также вводить материальные (премии или бонусы) и нематериальные (грамоты) стимулы для поощрения работников, соблюдающих антикоррупционные стандарты <25>.

 

* * *

Учтите, что срок давности для штрафа за незаконное вознаграждение от имени юридического лица составляет 6 лет <26>. А прокуратура ведет специальный реестр компаний, которые хоть раз были привлечены по этой статье <27>.

--------------------------------

<1> Решение Красносельского райсуда г. Санкт-Петербурга от 13.09.2018 N 12-524/2018

<2> п. 1 ст. 1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ)

<3> ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ; ст. 14 Закона N 273-ФЗ

<4> ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ

<5> ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ

<6> ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ

<7> п. 28 Постановления Пленума ВС от 09.07.2013 N 24

<8> ст. 291 УК РФ

<9> ст. 291.1 УК РФ

<10> ч. 5 ст. 33, ст. 204 УК РФ

<11> Постановление ВС от 04.10.2017 N 29-АД17-5

<12> ч. 2 ст. 14 Закона N 273-ФЗ; п. 28 Постановления Пленума ВС от 09.07.2013 N 24

<13> примечание к ст. 291 УК РФ

<14> Постановление Санкт-Петербургского горсуда от 03.04.2019 N 4а-370/2019

<15> примечание 5 к ст. 19.28 КоАП РФ

<16> Постановление зампредседателя Свердловского облсуда от 27.02.2019 N 4а-162/2019

<17> Постановление Мосгорсуда от 14.08.2019 N 4а-2908/2019

<18> пп. 3, 4 ч. 2 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ

<19> ч. 2 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ

<20> Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утв. Минтрудом 18.09.2019

<21> ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ

<22> статьи 8, 68 ТК РФ

<23> Памятка Минтруда от 18.09.2019 "Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции..."

<24> п. 5 ч. 1 ст. 81, статьи 192, 193 ТК РФ

<25> Памятка Минтруда от 18.09.2019 "Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции..."

<26> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<27> Приказ Генпрокуратуры от 28.08.2017 N 590

 

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 03, 2020