НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ: ВРЕДНО ИЛИ УЖЕ НЕТ?

Распечатать

По материалам журнала "Главная книга"

 

Беседовала М.Г. Мошкович, старший юрист

 

Современные компьютеры не кажутся вредными. Мы глядим в них на работе и дома, покупаем компьютер детям для учебы. Но для работодателя вопрос о том, насколько вреден компьютер, принципиален.

От ответа на него зависит обязанность проводить медосмотры. Разобраться с тенденциями нам помог представитель Роструда ШКЛОВЕЦ Иван Иванович. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

 

- Иван Иванович, Минтруд не так давно разъяснял, что сотрудники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени, должны проходить медосмотр как при трудоустройстве, так и в период работы <1>.

Это следует из Перечня, который относит к вредным и опасным производственным факторам электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, при условии что считывание или ввод информации, а также работа в режиме диалога занимают у работника не менее 50% рабочего времени <2>.

Правильно ли мы понимаем, что результаты спецоценки в этом случае не имеют значения? И даже если электромагнитное поле не превышает допустимый уровень, работника все равно нужно направлять на медосмотр раз в 2 года, а также перед началом работы?

- Согласно разъяснениям Минтруда предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат как работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам оценки условий труда, так и работники, выполняющие работы, предусмотренные Перечнем <3>, вне зависимости от класса условий труда. То есть результаты специальной оценки условий труда не являются определяющими.

Между тем, по мнению Роструда и Роспотребнадзора, результаты спецоценки являются определяющими, поэтому надо направлять работников на медосмотры в том случае, если по результатам спецоценки на их рабочих местах выявлен соответствующий вредный фактор, а класс условий труда превышает допустимый <4>.

Позиции ведомств в этом случае разошлись, что, к сожалению, не способствует единству правоприменительной практики. Надеюсь, анонсированный Минтрудом проект поправок в вышеназванный Перечень позволит ответить на этот вопрос однозначно.

 

- Проект, о котором вы говорите, в принципе исключает из списка вредных такой фактор, как "электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ". Означает ли это, что медосмотры для тех, кто работает на компьютере, станут совсем необязательны?

Ведь есть еще СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 <5>, где содержатся требования, аналогичные названным в действующем Перечне Минздравсоцразвития. А работодатель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда <6>. И штрафует за непроведение "компьютерных" медосмотров не только трудинспекция <7>, но и органы Роспотребнадзора <8>.

- Институт спецоценки был введен не только с целью внедрения эффективного механизма выявления на рабочих местах вредных и опасных факторов, но и для последующего стимулирования работодателей улучшать условия труда.

Воздействие негативных факторов можно уменьшить и с помощью современных средств индивидуальной и коллективной защиты, и посредством применения в работе современных автоматизированных систем. Нынешние компьютеры имеют высокую степень защиты от воздействия неионизирующего излучения. Это позволяет надеяться на то, что со временем отдельные виды работ могут быть выведены из Перечня работ, при которых медосмотры обязательны.

 

- Пока "компьютерные" медосмотры еще обязательны, для работодателей важен такой вопрос. Где и как должен быть зафиксирован процент времени, которое работник проводит за компьютером, для того чтобы у компании возникла обязанность проводить медосмотры либо, наоборот, чтобы она могла подтвердить отсутствие такой обязанности? Например, в должностной инструкции, трудовом договоре или в ином документе?

- Трудовые действия работника в течение рабочего дня могут быть регламентированы локальными нормативными актами, должностными инструкциями, регламентами отдельных работ. Эти документы могут быть предметом изучения со стороны инспектора труда.

Работник в течение рабочего дня может выполнять иные трудовые функции, не связанные с работой на ПЭВМ. Более того, тем, чья работа связана с постоянным пребыванием за компьютером, рекомендуется устанавливать регулярные технологические перерывы <9>.

Если вопрос продолжительности работы за компьютером является принципиальным, тогда она определяется путем хронометрирования в рамках процедур спецоценки либо производственного контроля и закрепляется в соответствующем документе.

 

- Предположим, сотрудник, согласно своему трудовому договору, работает неполное рабочее время, например не 8, а 6 часов в день. Нужно ли отправлять его на медосмотр, если он занят за ПЭВМ 50% своего рабочего времени (то есть 3 часа в день)?

- По мнению Роструда, работники подлежат предварительным и периодическим медосмотрам не только и не столько по признаку продолжительности работы с ПЭВМ, сколько по признаку возможного наличия на рабочем месте вредного фактора производственной среды - электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ. Наличие такого фактора, а также уровень его воздействия могут быть выявлены в процессе идентификации, а также соответствующих исследований и измерений. При отсутствии на рабочем месте такого фактора, подтвержденного результатами спецоценки, работники не подлежат направлению на медосмотр. А если такой фактор есть, то медосмотр необходим, даже если время работы с ПЭВМ составляет менее 4 часов в день.

 

- Помимо упомянутых вами перерывов, пользователям компьютера рекомендовано также проводить физкультпаузы и посещать комнату психологической разгрузки <10>. Для беременных женщин в СанПиН есть требование ограничивать время работы на компьютере до 3 часов в день либо переводить их на другую работу <11>. Каковы, по-вашему, перспективы сохранения всех этих требований в отношении современных компьютеров?

- Работодатели обязаны постоянно проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней производственных рисков. Такие мероприятия реализуются на основе ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых работодателями на основе Типового перечня <12>.

Часть таких мероприятий является обязательной в силу закона, часть может реализовываться в рамках коллективно-договорного регулирования, часть - по инициативе работодателя. При этом такие мероприятия могут финансироваться за счет средств, направляемых работодателем в Фонд социального страхования.

Таким образом, если это обязательные требования, они должны выполняться. Все остальное зависит от желания работодателя улучшать условия труда на рабочих местах, снижать риски заболеваний работников. Например, названный Типовой перечень предусматривает модернизацию оборудования с целью снижения до допустимых уровней, в частности, механических колебаний (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового) <13>.

 

- Недавно Минздрав направил в Правительство РФ предложения по организации медицинских кабинетов в компаниях и введению должности медработника в штатное расписание. Кто участвует в разработке этой идеи?

- Любая законодательная инициатива, направленная на улучшение условий труда и повышение его безопасности, должна пройти обсуждение среди социальных партнеров, объединений работодателей и профсоюзов. Ведомства, включая медицинское и образовательное, также принимают непосредственное участие в такой работе.

--------------------------------

<1> Письмо Минтруда от 12.07.2019 N 15-2/В-1828

<2> п. 3.2.2.4 приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н

<3> приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н

<4> Письма Роструда от 28.02.2017 N Т3/942-03-3; Роспотребнадзора от 07.07.2015 N 01/7890-15-27

<5> утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (далее - СанПиН)

<6> ст. 212 ТК РФ

<7> Решение Сыктывкарского горсуда Республики Коми от 20.02.2019 N 12-272/19

<8> Решение Останкинского райсуда г. Москвы от 13.06.2019 N 2а-102/19

<9> п. 1.2 приложения 7 к СанПиН

<10> пп. 1.7, 1.8 приложения 7 к СанПиН

<11> п. 13.2 СанПиН

<12> приложение к Приказу Минздравсоцразвития от 01.03.2012 N 181н

<13> п. 14 приложения к Приказу Минздравсоцразвития от 01.03.2012 N 181н

 

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 24, 2019