НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЯЕМ ПЕРВИЧКУ И НЕ ТОЛЬКО

Распечатать

Шаронова Е.А.

 

Неверная должность получателя в ТОРГ-12 =/ отказ в вычете НДС

 

(?) Наши новые поставщики находятся в Магнитогорске. Там же присутствует наш представитель, который действует по доверенности, но в нашей организации не работает. Завод, который отгрузил нам товар, написал в ТОРГ-12, в строке "груз принял", должность нашего представителя - "менеджер". На просьбу переделать накладную, убрав из строки "груз принял" должность "менеджер", мне главбух завода сказала, что есть закон о том, что товар не может получить человек, не работающий в организации. К тому же это написано еще в Инструкции по заполнению товарных накладных. И переделывать ТОРГ-12 она отказалась.

Действительно ли это так? Имеет ли право бухгалтер поставщика отказать в замене товарных накладных? Что нам грозит, если не менять ТОРГ-12?

Е.Е. Фофанова, г. Пермь

 

Ответ

 

Вообще-то, главбух вашего поставщика неправа. Дело в том, что еще в прошлом году Верховный суд РФ признал недействующим положение советской Инструкции, запрещающее организациям выдавать лицам, которые у них не работают, доверенности на получение ТМЦ <1>. При этом ВС РФ указал, что ни Гражданский кодекс РФ (гл. 10), ни Закон о бухучете не содержат запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации <2>. А в январе этого года и Минфин признал эту Инструкцию недействующей <3>.

Так что вы можете сообщить об этом главбуху поставщика и попросить переделать ТОРГ-12. Конечно же, она не имеет права отказать вам в замене накладных. Но и заставить ее это сделать вы, к сожалению, не можете. Просто поговорите с ней по-человечески. В качестве аргумента вы можете сослаться на то, что в доверенности должность вашего представителя не указана и непонятно, почему она написана в ТОРГ-12. Получается, вместо того чтобы уточнить информацию у вас, она дописала сама, а это неправильно.

Также вы можете сами внести исправления в ТОРГ-12: пусть ваш представитель зачеркнет слово "менеджер", напишет "исправленному верить" и поставит свою подпись. Ведь строку ТОРГ-12, где указаны реквизиты доверенности и ф. и. о. вашего представителя, заполняет ваша сторона.

Если же вы ничего не поменяете, то сложности у вас могут возникнуть, если излишне придирчивые инспекторы сочтут, что неправильное оформление первички лишает вас расходов в виде покупной стоимости товаров и вычетов НДС. Но, поскольку операция по приобретению товара не фиктивная, вы без проблем сможете доказать правомерность расхода и вычета НДС. Суды неоднократно говорили, что неправильное заполнение в накладных различных реквизитов или вообще их отсутствие (например, отсутствие должности получателя, расшифровки подписи в графе "груз принял" и др.) само по себе не может служить основанием для отказа в вычете НДС или принятии расходов. Так как это вовсе не опровергает реальность приобретения товара и принятия его на учет <4>.

 

 

Выбытие малоценного ОС можно оформить актом произвольной формы

 

(?) В нашей организации при покупке недорогих основных средств (стоимостью менее 40 000 руб.) оформляется приходный ордер по форме N М-4, а при введении в эксплуатацию и перемещении между ответственными лицами - требование-накладная по форме N М-11.

Какой первичный документ нужно оформить, если мы больше не будем использовать это ОС, оно у нас выбывает из эксплуатации?

Ю.А. Круглова, г. Самара

 

Ответ

 

Унифицированной формы первичного документа для списания малоценных основных средств нет. Как, впрочем, нет таких форм и для их оприходования и ввода в эксплуатацию. Например, контролирующие органы рекомендуют в этом случае использовать первичку для учета материалов (формы N М-4, М-11 и М-17) <5>. Что, как видно из вашего вопроса, вы и делаете.

Поэтому вы можете взять форму N М-11, по которой малоценное основное средство вводилось в эксплуатацию, и прямо в ней дописать, что по такой-то причине это основное средство выбыло. Если хотите, можете составить в произвольной форме акт на списание ОС. Также не забудьте списать ОС с забалансового счета, если оно там учитывалось.

 

Канцтовары, минуя счет 10, лучше не списывать

 

(?) Мы приобретаем довольно много канцелярских принадлежностей - около 500 наименований. Склада у нас нет. Сразу же раздали эти канцтовары сотрудникам.

Какие первичные документы для целей бухгалтерского и налогового учета надо оформлять при поступлении и списании этих канцтоваров?

Д.В. Бобкова, г. Воронеж

 

Ответ

 

Согласно Методическим указаниям по бухучету МПЗ <6> независимо от того, сразу вы выдаете канцтовары сотрудникам или нет, их обязательно нужно приходовать на счет 10 "Материалы" (проводка дебет 10 - кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (60, 76)). При этом надо оформить приходный ордер по форме N М-4. Хотя оприходование материалов и ассоциируется с их поступлением на склад, в небольших фирмах склада как такового (отдельного помещения) может и не быть.

Впоследствии при раздаче сотрудникам канцтоваров нужно оформить требование-накладную по форме N М-11. И на основании нее списать стоимость канцтоваров в бухгалтерском (проводка дебет 26 (44) - кредит 10) и налоговом учете <7>.

Справедливости ради скажем, что некоторые организации не приходуют приобретенные канцтовары на счет 10, если сразу раздают их сотрудникам. Просто на основании акта, составленного в произвольной форме, их стоимость тут же списывают:

- в налоговом учете - как прочие расходы <8>;

- в бухучете - как расходы по обычным видам деятельности (проводка дебет 26 "Общехозяйственные расходы" (44) - кредит 71 (60, 76)) <9>. Разумеется, такой порядок учета применяют, только если суммы невелики. Однако лучше так не делайте. Ведь в этом случае налоговики могут, например, отказать в вычете НДС по канцтоварам просто из-за того, что они не были оприходованы на счет 10. К тому же многие аудиторы считают порядок учета канцтоваров без использования счета 10 методологически неверным и некорректным. Ведь раз канцтовары относятся к МПЗ, то необходимо соблюдать правила ПБУ по учету МПЗ.

 

Отпуск товара без доверенности может создать проблемы продавцу

 

(?) Мы продаем кондитерские изделия оптом. По условиям договора покупатели сами забирают товар. Мы выписываем только товарную накладную (ТОРГ-12) и счет-фактуру. От одной организации приехал водитель без доверенности на получение товара. По телефону покупатель нам сказал, что машина с водителем наемная и выписать на него доверенность нельзя, так как неизвестно, какой водитель поедет к нам за товаром. Сошлись на том, что в нашей ТОРГ-12 водитель расписался в строке "груз принял" о получении товара, рядом записаны его паспортные данные.

После того как покупатель получил товар, он отправил нам по почте экземпляр ТОРГ-12, в которой есть подпись руководителя и печать организации-покупателя. Документы идут очень долго - 1-2 месяца. И до тех пор, пока не получим документы от покупателя, у нас нет уверенности в том, что он получил товар.

Чем нам грозит такой отпуск товара без доверенности и отсутствие в ТОРГ-12 подписи и печати покупателя?

Н.М. Анисимова, г. Омск

 

Ответ

 

Поскольку вы отпустили товар водителю (пусть и по телефонной договоренности с покупателем), вы обязаны отразить выручку от реализации товара в бухгалтерском и налоговом учете <10>.

Неблагоприятные последствия могут возникнуть только в том случае, если покупатель товар все-таки не получит или получит, но скажет, что не получал.

В этом случае он может:

<или> отказаться оплачивать товар, а вы не сможете взыскать с него долг даже через суд. Покупатель скажет, что вы отгрузили товар неуполномоченному лицу <11>;

<или> потребовать вернуть аванс, если он был <11>;

<или> потребовать повторно поставить товар.

А проблем налогового характера, скорее всего, у вас не будет. Ведь обычно налоговики пристально изучают ТОРГ-12 у покупателей, чтобы, если что не так, отказать в расходах на приобретение товара и в вычете НДС по нему. А в вашем случае исключать выручку от реализации из доходов и НДС к начислению по этой поставке они, конечно же, не будут, это не в интересах бюджета.

 

-------------------------------

<1> п. 1 Инструкции Минфина СССР от 14.01.67 N 17

<2> Решение ВС от 06.06.2011 N ГКПИ11-617

<3> Приказ Минфина от 17.01.2012 N 5н

<4> Постановления ФАС ВСО от 22.09.2011 N А58-6676/2010; ФАС МО от 29.02.2012 N А40-127306/10-90-714; ФАС ПО от 25.07.2011 N А55-22020/2010; ФАС СЗО от 23.01.2012 N А52-658/2011; ФАС УО от 30.06.2011 N Ф09-7259/10; ФАС ЦО от 29.12.2011 N А64-1900/2010

<5> Письма Минфина от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98; УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 20-12/35854@

<6> утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н

<7> подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ

<8> пп. 5, 6, 16 ПБУ 10/99

<9> п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ; п. 1 ст. 223 ГК РФ

<10> Постановления Президиума ВАС от 07.10.97 N 3184/97; ФАС ВВО от 11.12.2008 N А43-154/2008-34-6; ФАС ВСО от 03.11.2009 N А33-2315/2009; 17 ААС от 04.04.2008 N 17АП-1845/2008-ГК; ФАС УО от 27.12.2007 N Ф09-10757/07-С5

<11> Постановления ФАС ВВО от 09.12.2009 N А29-1580/2009; ФАС ДВО от 06.07.2009 N Ф03-2714/2009

 

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2012, N 16

?>