НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

О заключении договора поставки продовольственных товаров в рамках требований Федерального закона ""Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Распечатать

Вопрос: С 15.07.2016г. Статьей 9 части 12 Закона о торговой деятельности запрещается заключать договоры связанные с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке , упаковке этих товаров.
Правильно ли мы поняли что нельзя такие договоры заключать и что делать, если такой договор на маркетинговые услуги заключен на 3 квартал 2016 года. (c июля 2016г. по сентябрь 2016г)


Отвечают специалисты ООО «Правовое агентство «Палладиум»:

1. По первой части вопроса в части запрещения заключать договоры, связанные с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров:

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее  – Закон) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным Законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе цены на продаваемые товары и условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.

Согласно ч.4 ст.9 Закона Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ч.6 ст.9 Закона, выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

В соответствии с ч.12 ст.9 Закона включение в договор поставки  продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается, а также при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров  запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.

В соответствии с ч. 11 ст.9 Закона услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

 

Таким образом, из системного толкования норм действующего законодательства РФ, разъяснений ФАС России по некоторым вопросам применения ФЗ от  28.12.2009 N381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ (далее – разъяснения ФАС), оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг одним хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, другому хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставку продовольственных товаров,  осуществляется на основании отдельно заключенного договора оказания услуг, но с соблюдением требований Закона.  При этом, поставщик вправе приобретать вышеуказанные услуги у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и являющихся непосредственными приобретателями продовольственных товаров, с соблюдением требований Закона в части предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5% от цены приобретенных продовольственных товаров).

Также следует учитывать, что не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

2. По второй части вопроса о заключении договора на маркетинговые услуги на 3 квартал 2016 года:

В соответствии со ст.3 ФЗ от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснений ФАС России, условия договоров поставки и иных договоров, заключенных до 15 июля 2016 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона до 01 января 2017 года.

Стороны вправе руководствоваться условиями таких договоров до приведения их условий в соответствие с новыми правилами, но не позднее  31.12.2016.

С 01.01.2017 условия договоров поставки, которые будут противоречить Закону, применяться не могут, поскольку они утрачивают силу и стороны не вправе ссылаться на них при исполнении договорных обязательств.

А договоры поставки, заключаемые с 15.07.2016, должны соответствовать требованиям Закона, в редакции, вступившей в силу с 15.07.2016.

 

?>