НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ КОМПАНИИ

Распечатать

Федорцова Е.А.

 

Вопрос. На семинаре Надежда Алексеевна затронула вопрос уплаты транспортного налога при переезде организации в другой регион. В этом случае налог платится по новому месту нахождения со следующего месяца после перерегистрации автомобиля <1>. А что делать, если мы не уложились в месяц: переехали в конце 2011 года, а перерегистрировали автомобили только в марте 2012 года?

 

Е. Ф.: Транспортный налог по новому месту нахождения вы начнете платить в 2012 году, когда перерегистрируете автомобили. Ведь он платится там, где автомобили состоят на учете <2>.

Раз вы переехали в другой регион, не подведомственный отделению ГИБДД, где до сих пор стояли на учете автомобили, надо их перерегистрировать по новому адресу <3>. Если процесс перерегистрации затянулся, то до его окончания придется уплачивать транспортный налог в старый регион.

 

Вопрос. Но тогда получится, что мы будем платить налог в регион, где уже не состоим на учете!

 

Е. Ф.: Вы не состоите там на налоговом учете "по месту нахождения организации", но продолжаете состоять на учете по другому основанию - "по месту нахождения транспортных средств" <4>. И там у вас есть "транспортный" КПП - его вы указываете в платежках и декларациях <5>. И неважно, что место нахождения вашей организации уже совсем другое, а по этому адресу нет ни вас, ни вашего обособленного подразделения. Прежняя налоговая инспекция будет все также ждать от вас транспортный налог, ведь у нее нет никакой информации об изменении места регистрации ваших автомобилей.

А если вы просто перестанете уплачивать налог и отчитываться, у вашей старой инспекции будут все основания оштрафовать вас за это <6>. И, разумеется, сверх суммы недоимки вам начислят пеню <7>.

 

Вопрос. А новая налоговая не потребует от нас уплаты налога в свой регион? Ведь каждый старается для себя, и, естественно, налоговики будут желать пополнить свой бюджет.

 

Е. Ф.: Маловероятно, что они вообще узнают о вашем транспорте до того, как произойдет перерегистрация. Ведь для ГИБДД ничего не изменилось, а именно она сообщает о смене адреса автомобилей в ИФНС <8>. Пока таких сведений нет, никто с вас налог не потребует.

Обычно бывает наоборот: организация переехала, перевезла транспортные средства, перерегистрировала их и уже платит налог в новый регион. А в инспекцию при этом сведения из ГИБДД все никак не поступают. И в результате приходится бухгалтерам самим представлять новые свидетельства в новую ИФНС <9>.

Но если все же новая инспекция, например, в ходе проверки узнает о том, что у вашей организации есть автомобили, которые почему-то не перерегистрированы, вы сошлетесь на свидетельства о регистрации автомобилей, где указан старый адрес, и на то, что сейчас как раз занимаетесь перерегистрацией.

 

Вопрос. Понятно, то есть все - на основе свидетельства о регистрации. А нас не могут обвинить в том, что мы умышленно не торопимся изменить место регистрации автомобилей, специально не подаем документы в ГИБДД?

 

Е. Ф.: Голословно заявить такое инспекция, конечно, может, но доказать - вряд ли. Если бы вы вовсе уклонялись от регистрации транспортных средств, то налоговики могли бы об этом сообщить в полицию <10>. Но в данном случае автомобили зарегистрированы. Правда, по адресу, где нет ни организации, ни ее обособленного подразделения. И хотя это противоречит Правилам регистрации <11>, нигде не сказано, в течение какого срока вы должны перерегистрировать транспортные средства. Так что наказывать вас не за что. Можно лишь попросить поторопиться с перерегистрацией.

 

Вопрос. А не увидит здесь новая налоговая инспекция попытки сэкономить на налоге? Например, если в регионе, где мы раньше состояли на учете и где числятся наши автомобили, ставки транспортного налога ниже.

 

Е. Ф.: Понимаю, о чем вы. Немало транспортных организаций делают это специально: открывают в "льготном" регионе обособленное подразделение и перерегистрируют на него весь транспорт. Все просто: одно стационарное рабочее место - и у вас появилось подразделение <12>. В результате - все основания платить налог именно в этот регион. И конечно, там налоговики только радуются, пополняя бюджет субъекта РФ.

А вот налоговые органы регионов, где реально эксплуатируются автомобили, могут быть недовольны. Однако все, что они могут сделать, - это пытаться намекнуть на вашу недобросовестность. Но подтвердить это не получится. Разве что по путевым листам будет видно, что вы катаетесь исключительно в их регионе. Согласитесь, это не аргумент. Вы могли планировать вести деятельность в другом месте, но не вышло. А если автомобили зарегистрированы на обособленное подразделение, то это только аргумент в вашу пользу.

 

Вопрос. Но разве само то, что мы специально пытаемся уменьшить транспортный налог, не может стать аргументом в пользу нашей недобросовестности? Ведь экономия на налогах не может быть нашей самоцелью.

 

Е. Ф.: Пленум Высшего арбитражного суда сказал, что сама по себе налоговая выгода не может быть целью сделки <13>. Однако, регистрируя автомобили в том или ином регионе, вы никаких сделок не совершаете. А то, что вы должны были бы платить в бюджет больше, если бы регистрировали автомобили в другом регионе, не доказывает вашей недобросовестности. Это подтвердил тот же Пленум ВАС <14>.

 

Вопрос. То есть с точки зрения законодательства к нам претензий быть не может? Только голословные заявления и намеки?

 

Е. Ф.: Совершенно верно.

 

-------------------------------

<1> Письмо Минфина от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11

<2> подп. 2 п. 5 ст. 83, п. 1 ст. 363 НК РФ

<3> п. 34 Правил регистрации, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации)

<4> п. 1 ст. 83 НК РФ

<5> п. 2.1.4 Условий присвоения ИНН и КПП, утв. Приказом МНС от 03.03.2004 N БГ-3-09/178

<6> ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ

<7> ст. 75 НК РФ

<8> п. 4 ст. 362 НК РФ

<9> п. 10 ст. 83 НК РФ

<10> п. 3 ст. 82 НК РФ

<11> п. 24.3 Правил регистрации

<12> п. 2 ст. 11 НК РФ

<13> п. 9 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

<14> п. 4 Постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 N 53

 

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал"

2012, N 3

?>