НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

НУЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦОЦЕНКИ

Распечатать

По материалам издания "Главная книга"

Е. Шаповал

Многие из тех, кто до 01.01.2014 провел аттестацию рабочих мест, сейчас проводят спецоценку. Ее результаты отменяют результаты аттестации. Причем принимать новые локальные акты или изменять старые, касающиеся льгот и компенсаций работникам, в общем случае необязательно. Но есть случаи, когда без утверждения нового ЛНА не обойтись.

 

Что нужно сделать по результатам спецоценки

Работодатель после утверждения отчета о спецоценке обязан сделать следующее:

- уведомить оценивающую организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета заказным письмом с уведомлением либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, - в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета оценивающей организации <1>;

- разместить сводные данные о результатах спецоценки на сайте организации (при его наличии) <2> - в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета оценивающей организации <3>;

- В письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки под роспись <4> - в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета оценивающей организации, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска работников <4>;

- заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми работниками, у которых по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте изменились <5>, - в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета оценивающей организации.

Примечание. Как заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору по итогам спецоценки, читайте: ГК, 2014, N 19, с. 62

 

Что можно сделать по итогам спецоценки

 

Уведомляем трудинспекцию

Прежде всего, работодатель может направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это нужно для того, чтобы обезопасить себя на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Тогда данные введет трудинспекция <6>.

 

Принимаем локальные акты

 

Работодатель может внести изменения в уже действующие или принять новые локальные нормативные акты, прописав в них гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Обязанность предоставлять "вредникам" гарантии и компенсации обусловлена результатами спецоценки. В зависимости от этих результатов возможны следующие три варианта <7>.

 

Примечание. Как предоставлять работникам компенсации "за вредность" по результатам спецоценки, читайте: ГК, 2014, N 7, с. 70

 

ВАРИАНТ 1. Спецоценка подтвердила тот же или установила более высокий класс (подкласс) вредности, и вы хотите увеличить гарантии по сравнению с минимальными <8>.

Если вы хотите предоставить более высокий уровень гарантий, то их нужно прописать в трудовом договоре, а также можно закрепить в локальном нормативном акте. Если в компании есть профсоюз, то нужно учесть его мнение при принятии локального акта <8>.

ВАРИАНТ 2. Спецоценка не подтвердила вредность, и вы не хотите оставлять гарантии <8>.

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Год с небольшим остается до окончания переходного периода, в течение которого все работодатели обязаны провести спецоценку <18>.

 

Со дня утверждения работодателем отчета о спецоценке работодатель больше не обязан предоставлять "вредникам" гарантии и компенсации <7>. Поэтому недостаточно исключить условия о них из трудовых договоров, а нужно еще отменить локальные акты по ним с этой же даты. Если в организации есть профсоюз, то при отмене нужно учесть его мнение <19>. Если профсоюз будет возражать, локальные акты все равно можно будет отменить <21>. Правда, он может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки и обжаловать отмену в трудинспекцию или суд <22>.

Внимание! Гарантии и компенсации "за вредность" не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014 по результатам аттестации при условии сохранения соответствующих условий труда <20>.

 ВАРИАНТ 3. Спецоценка не подтвердила тот же и не установила более высокий класс (подкласс) вредности, но вы хотите оставить гарантии <23>.

Хотя обязанности предоставлять гарантии нет, но можно все оставить как есть. Прежние гарантии и компенсации будут предоставляться только на основании локального акта. В локальном нормативном акте нужно подробно определить, каким категориям работников предоставляются гарантии, виды гарантий и их объем <23>.

 

* * *

Если спецоценка подтвердила условия труда, ранее установленные аттестацией, то затраты на сохраненные в прежнем объеме или увеличенные гарантии и компенсации работникам (вариант 1) можно учесть в "прибыльных" расходах <24>. В противном случае их учесть нельзя как экономически необоснованные (вариант 3) <25>.

 

--------------------------------

<1> ч. 5.1 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ)

<2> ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ

<3> приложение N 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 N 33н

<4> п. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ

<5> ст. 57 ТК РФ

<6> ч. 4 ст. 18 Закона N 426-ФЗ

<7> статьи 92, 117, 147, 212, 222 ТК РФ; п. 6 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 N 290н; п. 13 приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н)

<8> ст. 8 ТК РФ

<18> ч. 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ

<19> статьи 8, 372 ТК РФ; п. 13 приложения N 1 к Приказу N 45н

<20> ч. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ

<21> ст. 372 ТК РФ

<22> ст. 372 ТК РФ; п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ

<23> ст. 8 ТК РФ

<24> ст. 252, подп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 255 НК РФ; Письмо Минфина от 25.11.2014 N 03-03-06/1/59763

<25> п. 49 ст. 270 НК РФ

 

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2016, N 21

?>