НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

НУЖНО ЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВИКАМ РЕГИСТРЫ БУХУЧЕТА

Распечатать

По материалам журнала "Главная книга"

Л. Елина

 

Примечание. Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО "Молпродкомплект", г. Барнаул.

 

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

 

Камеральная проверка:

когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

 

(!) Основные правила истребования документов при проведении камеральной проверки закреплены в ст. 88 НК РФ. И там прямо не предусмотрено представление проверяющим бухгалтерских регистров.

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля <1>.

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам <2>.

(+) Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов <3> (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости <4>.

 

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению <5>.

 

(!) При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий <5>.

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное - чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

(!) По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами <6>. Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся. Однако это не так - просто эти разъяснения надо правильно понимать.

 

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ТАРАКАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации. Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов <7>.

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок".

 

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

 

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации <8>. Но это редкий случай.

 

Выездная проверка:

истребование регистров бухучета тоже возможно

 

(!) При проведении выездной проверки по какому-либо налогу (к примеру, по НДС, по налогу на прибыль, по налогу на имущество) инспекторы могут изучать, в частности, и регистры бухучета.

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок <9>, разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) <10>. По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета <11>.

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки <12>. Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета <13>. Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать <14>.

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должно <15>.

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ <16>. Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что <17>.

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен <18>. Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов <18>.

 

* * *

 

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования <19>. За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ <20>. А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. <21>

 

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11

<2> Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011

<3> Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10

<4> Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 N А65-406/2013

<5> п. 8.1 ст. 88 НК РФ

<6> Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@

<7> подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ

<8> п. 6 ст. 88 НК РФ

<9> утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622

<10> п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622

<11> подп. "а", "б" п. 3.2 Требований (приложение N 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@)

<12> см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 N А13-3557/2012

<13> Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 N А64-5847/2012

<14> Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12, от 08.04.2008 N 15333/07; 9 ААС от 28.01.2015 N 09АП-54933/2014; ФАС МО от 13.02.2014 N А40-8274/13, от 09.09.2013 N А40-149427/12-140-1074

<15> Письмо Минфина от 25.01.2012 N 07-02-06/10

<16> п. 1 ст. 126 НК РФ

<17> Постановление АС МО от 09.02.2015 N А40-32972/14

<18> п. 5 ст. 93 НК РФ

<19> п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ

<20> ст. 126 НК РФ

<21> статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 23

?>