НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

Кто может ездить на арендованном автомобиле: сам сотрудник, сдавший в аренду свой автомобиль, или другой сотрудник?

Распечатать

Предприятие на ОСНО арендует автомобиль у сотрудника, за использование автомобиля оплачивает ему арендную плату.

 

Вопрос

Может ли данный сотрудник сам ездить на арендованном автомобиле или на данном автомобиле должен ездить другой сотрудник?

 

Ответ специалиста

Правоотношения сторон при аренде имущества строятся на основании положений главы 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Сторонами такого договора являются арендодатель и арендатор.

По договору аренды арендодатель (работник) обязуется предоставить арендатору (организации) автомобиль за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).

Так как в данном случае арендатором выступает юридическое лицо, то независимо от срока договора аренды он заключается в письменной форме (статья 609 ГК РФ).

На практике могут быть использованы два типа договоров аренды автомобиля - договор аренды с экипажем и договор аренды без экипажа, но нас в рамках статьи интересует только первый вариант, который предполагает, что работник, предоставляя автомобиль в аренду, оказывает организации услуги по его управлению и технической эксплуатации. Такие правила установлены статьей 632 ГК РФ. Причем услуги работника по управлению автомобилем должны обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Обычно перечень услуг, оказываемых работником, предусматривается самим договором.

При договоре аренды с экипажем обязанности по содержанию авто, сданного в аренду, несет его владелец - работник. Он же осуществляет текущий и капитальный ремонт автомобиля. По общему правилу расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля (оплата топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов), несет сам работник. Он же оплачивает все необходимые сборы. Однако договором стороны могут возложить данные обязанности и на арендатора, то есть на организацию.

Так как арендодатель сам управляет автомобилем, то понятно, что расходы по оплате его услуг несет арендатор, то есть организация, что следует из статьи 635 ГК РФ.

Поскольку договор аренды с экипажем фактически содержит два вида соглашения - договор аренды и договор на оказание услуг, то и вознаграждение, выплачиваемое работнику, следует разделить на две части: на собственно арендную плату и на вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем.

По сути, при оформлении договора аренды транспортного средства у организации возникает два вида расходов - арендная плата, выплачиваемая работнику, и расходы на содержание арендованного автомобиля. Причем, в случае заключения договора аренды с экипажем, сумма, выплачиваемая работнику по договору, как уже говорилось выше, состоит из двух составляющих - из самой арендной платы и вознаграждения за оказанные услуги.

Арендные платежи на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов фирмы, связанных с производством и реализацией, при условии того, что данные расходы отвечают всем критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ. При использовании организацией метода начисления расходы признаются организацией в налоговом учете в соответствии с правилами, установленными подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Выплачивая сумму арендной платы физическому лицу (работнику), организация должна со всей суммы (в том числе с суммы вознаграждения за услуги по управлению автомобилем) удержать налог на доходы физических лиц, так как доходы, полученные работником от сдачи имущества в аренду, облагаются НДФЛ, на что указывает подпункт 4 пункта 1 статьи 208 НК РФ. Причем удержать сумму налога, исчисленную по ставке 13%, фирма, выплачивающая работнику налогооблагаемый доход, должна из доходов работника непосредственно при выплате арендной платы.

Расходы на содержание автомобиля организация также учитывает в составе прочих расходов, но уже на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Обратите внимание! Согласно Письму Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в Письме Минфина России от 22.10.2018 N 03-03-06/1/75474.

Имейте в виду, что финансисты рекомендуют при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

"Перевозки и автотранспорт" (5-е издание, переработанное и дополненное) (Семенихин В.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа с работником, который сам управляет автомобилем. Фактически на этом автомобиле работник исполняет свои трудовые обязанности. Вправе ли организация отнести к расходам по налогу на прибыль соответствующие критериям, изложенным в ст. 252 НК РФ, затраты по данному договору: на ГСМ в соответствии с путевыми листами, на содержание автомобиля (расходы на текущий ремонт по договору несет организация), арендную плату? Или же данные расходы в целях налога на прибыль необходимо оформлять как компенсацию за использование личного автотранспорта работника?

Вывод:

Таким образом, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с работником фирмы, в том числе затраты в виде стоимости израсходованных горюче-смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание, а также затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

{Вопрос: Организация заключила договор аренды транспортного средства без экипажа с работником, который сам управляет автомобилем. Фактически на этом автомобиле работник исполняет свои трудовые обязанности. Вправе ли организация отнести к расходам по налогу на прибыль соответствующие критериям, изложенным в ст. 252 НК РФ, затраты по данному договору: на ГСМ в соответствии с путевыми листами, на содержание автомобиля (расходы на текущий ремонт по договору несет организация), арендную плату? Или же данные расходы в целях налога на прибыль необходимо оформлять как компенсацию за использование личного автотранспорта работника? (Письмо Минфина РФ от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649) {КонсультантПлюс}}

Условия договора

При решении поставленной задачи в первую очередь нужно определиться, какой договор заключен (планируется заключить) с работником: договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа, а также какие условия предусмотрены этим договором. Укажем ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание.

Характеристика договора. Договор аренды ТС с экипажем / Договор аренды ТС без экипажа.

Предмет договора. Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование и оказание арендодателем своими силами услуг по управлению ТС и его технической эксплуатации / Предоставление арендодателем арендатору автомобиля за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Кто содержит ТС, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Арендодатель (работник) / Арендатор (работодатель).

Кто управляет ТС. Арендодатель / Арендатор своими силами.

Кто оплачивает расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией ТС, включая ГСМ и иные расходуемые в процессе его эксплуатации материалы. Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.

Кто должен страховать ТС и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с эксплуатацией автомобиля (когда страхование является обязательным в силу закона или договора). Арендодатель, если иное не предусмотрено договором аренды / Арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды.

В случае заключения договора аренды автомобиля с экипажем ежемесячная плата должна включать в себя арендную плату за предоставление автомобиля во временное владение и пользование и вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (это важно, поскольку арендная плата и вознаграждение за оказанные услуги облагаются страховыми взносами по-разному).

Статья: Учет при аренде автомобиля у работника (Габелли Г.К.) ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 4) {КонсультантПлюс}

Иногда при заключении договора аренды без экипажа владелец автомобиля фактически продолжает им управлять. И в сумме арендной платы эта особенность заключенного договора учитывается. Однако это довольно рискованный вариант. При проверке налоговики наверняка попытаются начислить обязательные страховые взносы на ту часть арендной платы, которая, по их расчетам, относится к услугам по управлению автомобилем.

Впрочем, если в договоре аренды об оказании услуг по управлению ничего не будет сказано, разделить сумму арендной платы на собственно арендную плату и на оплату услуг по управлению транспортом налоговикам будет весьма нелегко. Свидетельством тому может послужить Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2005 N Ф09-870/05-АК.

Тем не менее, это довольно рискованный поступок. Сразу возникнет претензия, что под видом договора аренды автомобиля без экипажа был заключен договор аренды автомобиля именно с экипажем.

"Автотранспорт на предприятии: учет и налоги" (выпуск 6) (Анищенко А.В.) ("Редакция "Российской газеты", 2019) {КонсультантПлюс}

Ранее суды поддерживали компании на основании того, что раз никаких выплат за оказание услуг по управлению транспортным средством договором не предусмотрено, то и не определен объект обложения страховыми взносами (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2017 по делу N А27-15074/2016). Однако с принятием Определения Верховного суда РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395 ситуация изменилась. Высшие арбитры признали правомерным доначисление страховых взносов со всей суммы арендной платы, выплачиваемой работнику по договору аренды автомобиля без экипажа. Основание: по факту работник управлял своим автомобилем, то есть оказывал организации услуги. При этом суд отклонил довод компании о том, что под обложение страховыми взносами должна подпадать только плата за услуги управления, а не вся сумма арендной платы, в состав которой также включена плата за предоставление в аренду имущественных прав.

Отметим, что спор касался периода, когда действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Но выводы высших арбитров актуальны и сейчас, так как положения указанного Закона и главы 34 "Страховые взносы" НК РФ практически идентичны.

Вышеназванную правовую позицию Верховного суда РФ взяли на вооружение нижестоящие суды. Примером может служить спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 17.06.2019 по делу N А32-37747/2018.

Статья: Аренда авто работника под прицелом налоговиков (Стародубцева И.) ("Новая бухгалтерия", 2019, N 9) {КонсультантПлюс}

Вывод: для ответа необходимо знать, какой договор заключен - с экипажем или без экипажа.

Если с экипажем тогда сотрудник может управлять своим автомобилем и ему оплачивается арендная плата и за услугу управления автомобилем.

Подборка документов

Вопрос: Как наиболее выгодно оформить правоотношения по использованию в служебных целях личного автомобиля работника? (Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2020) {КонсультантПлюс}

 

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в июне 2020 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).