НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

КОГДА НАЛИЧИЕ У МИГРАНТА РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ НЕ СПАСЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ ОТ ШТРАФА

Распечатать

Суховская М.Г.

 

Казалось бы, если у временно пребывающего мигранта есть разрешение на работу <1> (РнР), его работодатель может спать спокойно, не опасаясь гигантского штрафа. Но увы, это не всегда так.

Примечание. Напомним, что за привлечение к труду иностранца, у которого нет разрешения на работу в случаях, когда оно требуется по закону, грозит <2>:

- организации (предпринимателю) - штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- руководителю - штраф от 25 000 до 50 000 руб.

Этот штраф налагается за каждого иностранца, незаконно допущенного к работе <3>.

 

СИТУАЦИЯ 1. Разрешение липовое

Сейчас все столбы пестрят объявлениями типа "Разрешения на работу в РФ. Звоните - поможем!". Масса подобных призывов и в Интернете.

Но, как правило, конторы, обещающие помочь, торгуют хорошо сделанными фальшивками. И если проверяющие из ФМС выявят у работодателя мигрантов с поддельными разрешениями, то они не упустят шанса выписать штраф за допуск к работе без РнР <4>. При этом нет стопроцентной уверенности, что в суде его удастся отбить. Находятся суды, которые, подтверждая законность штрафа, вменяют в вину работодателю то, что он поленился проверить подлинность выданных разрешений, например, на сайте ФМС или ее регионального управления. Тем самым он не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при найме иностранца <5>.

Примечание. Автоматическая служба проверки подлинности выданных разрешений на работу находится, в частности, по адресу: http://www.fms.gov.ru -> Проверка документов -> Проверка действительности разрешений на работу и патентов иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Внимание! Иностранцы, имеющие статус постоянно либо временно проживающих в РФ, не должны получать разрешение на работу <6>.

Примечание. Забавно то, что на сайте ФМС прямо указано: ответ на запрос о подлинности РнР, полученный из онлайн-сервиса, носит справочный характер. А для получения юридически значимой информации нужно обращаться в территориальный орган ФМС.

Но есть и другие решения, где говорится, что работодатель не обязан проверять действительность представленного ему разрешения <7>. Его дело - при приеме на работу иностранца удостовериться в его личности и наличии документов, разрешающих работу в РФ.

 

ВЫВОД

 Во избежание возможных проблем лучше всегда проверять актуальность рабочего разрешения, предъявленного соискателем-иностранцем. Можно, конечно, это сделать с помощью онлайн-сервиса ФМС, но надежнее все-таки самим сходить в миграционную службу, чтобы там по базе проверили, что РнР мигранту действительно выдавалось. Многие работодатели делают так: лично относят в орган ФМС уведомление о найме <8> мигранта <9> и прежде, чем отдать документ, просят "пробить" номер разрешения на работу. И если с ним что-то не так, расторгают договор с мигрантом.

 

СИТУАЦИЯ 2. После того как мигрант устроился на работу, его разрешение было аннулировано

Вот реальный случай из жизни. Организация приняла на работу гражданина Украины, у которого на момент заключения с ним трудового договора имелось действующее разрешение на работу. Спустя какое-то время на фирму с плановой проверкой пришли полицейские из ФМС, и выяснилось, что РнР украинца было аннулировано спустя пару месяцев после его устройства на работу. Оказывается, он в положенный срок не представил в орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него ряда инфекционных заболеваний, что обязательно <10>.

Фирму, не долго думая, оштрафовали по ч. 1 ст. 18.15 КоАП на 250 000 руб. Она, естественно, пошла оспаривать штраф, справедливо полагая, что ей не было известно об аннулировании РнР, поэтому ее вины в выявленном нарушении нет. Орган ФМС в этой ситуации опять же упирал на то, что фирма должна была знать об аннулировании разрешения, ведь соответствующая информация размещается на сайте миграционной службы.

Все три судебные инстанции, рассматривающие дело, отмели этот довод полицейских и приняли сторону организации, сказав, что в ее действиях нет состава правонарушения. Ведь когда она заключала договор с иностранцем, у него имелось действующее разрешение на работу <11>.

 

ВЫВОД

Работодателям мигрантов для собственной подстраховки имеет смысл периодически "пробивать" их РнР на сайте ФМС на предмет действительности. Также не помешает при трудоустройстве иностранца настойчиво поинтересоваться у него, все ли необходимые документы он подал "куда следует".

 

СИТУАЦИЯ 3. В разрешении на работу иностранца указана не ваша организация, а другой работодатель

Приехав в РФ, безвизовые мигранты чаще всего сначала сами оформляют себе РнР сроком на 90 дней <12> и лишь потом трудоустраиваются <13>. Поэтому в первичных разрешениях конкретный работодатель обычно не фигурирует, ведь, чтобы сведения о нем были сразу внесены в РнР, мигрант должен представить, помимо прочего, трудовой или гражданско-правовой договор <14>. А вот когда такой договор у него уже есть, мигрант идет и продлевает себе РнР на срок действия договора (но не более чем на 1 год со дня въезда в РФ) <15>. В этом случае сведения о работодателе уже вносятся в РнР.

При смене работодателя мигрант должен сам в течение 7 рабочих дней обратиться в орган ФМС для внесения изменений в свое разрешение <16>. Но далеко не все приезжие знают об этой обязанности, а из тех, кто в курсе, - не все спешат ее выполнить. А ведь разбираться с миграционной службой придется работодателю.

В настоящий момент по этому вопросу есть всего одно судебное решение, зато оно внушает оптимизм. Суд указал, что раз обязанность поменять документ возложена на иностранца, новый работодатель не виноват в том, что в разрешении указан старый <17>.

А вот работодателя визового мигранта в такой ситуации от штрафа ничто уже не спасет <18>. Ведь РнР такому иностранцу выдается для работы в конкретной фирме и она сама занимается оформлением разрешения <19>.

 

ВЫВОД

 

Наняв мигранта, который до вас где-то уже работал, срочно отсылайте его в миграционную службу, чтобы там переоформили его РнР. Допуск мигранта к работе до того, как он это сделает, чреват большими неприятностями.

 

СИТУАЦИЯ 4. Мигрант работает не по той специальности, которая указана в его РнР

Например, на лицевой стороне разрешения в графе "Вид деятельности" указано "монтажник", а мигранта взяли на должность разнорабочего.

Касаемо визовых иностранцев все бесспорно: выполнение ими работы, не соответствующей указанной в разрешении, действительно приравнивается к работе без РнР <20>. Ведь работодатель в заявлении о выдаче таким иностранцам разрешения на работу обязательно указывает конкретный вид деятельности, который потом вносится в выдаваемое разрешение <21>.

А вот в отношении безвизовых мигрантов нет прямого запрета работать не по той специальности, которая указана в разрешении. Но от штрафа это вряд ли спасет, причем шансы его оспорить невелики.

Дело в том, что некоторые суды <22>, среди которых, между прочим, и Верховный суд <23>, разделяют точку зрения ФМС, справедливо говоря, что:

- разрешение на работу выдается иностранцу с учетом квоты, которая устанавливается Правительством на календарный год, с распределением по регионам и по приоритетным профессионально-квалификационным группам <24>. И если бы в заявлении о выдаче разрешения изначально был указан вид деятельности, которым фактически занимается мигрант, возможно, что орган ФМС не выдал бы ему РнР, поскольку квота конкретно на эту профессию уже выбрана;

- вид разрешенной деятельности - одна из обязательных составляющих выдаваемого мигранту разрешения.

Правда, нам встретились решения, где говорится: значение имеет лишь наличие у безвизового мигранта РнР, а что в нем указано - не так важно <25>. Но эти дела рассматривались относительно давно.

 

ВЫВОД

 

Привлекать приезжего к труду не по специальности, указанной в РнР, - большой и явно неоправданный риск.

 

СИТУАЦИЯ 5. Мигрант работает за пределами субъекта РФ, в котором выдано разрешение

По общему правилу для временно пребывающих мигрантов это прямо запрещено Законом <26>. Поэтому работодателя в такой ситуации наверняка оштрафуют по ч. 1 ст. 18.15 КоАП, и идти судиться бессмысленно <27>.

 

Примечание. Для временно проживающих иностранцев также действует запрет на работу вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание <28>. Но поскольку таким иностранцам не требуется РнР, получается, что для них и их работодателей нет ответственности за то, что мигрант работает за пределами региона, в котором он вправе проживать.

 

Есть утвержденный перечень профессий и должностей, по которым мигрантам с РнР разрешено трудиться в другом регионе, и в нем же определены сроки, в течение которых это допускается <29>. В перечне упомянуты, в частности, асфальтобетонщик, дорожный рабочий, водитель, экспедитор. Перечень этот закрытый, и любое отступление от него чревато для работодателя многотысячным штрафом, например, когда:

<или> мигранта отправили в командировку в другой регион потрудиться по профессии, которая не упомянута в перечне <30>;

<или> специальность, указанная в РнР, позволяет мигранту трудиться в другом регионе, но его "застукали" за выполнением другой работы <31>.

 

Сроки работы для временно пребывающего мигранта за пределами региона, в котором ему выдано разрешение на работу по профессии, указанной в перечне <32>:

<если> работа выполняется в пути или носит разъездной характер - 60 календарных дней в течение периода действия РнР;

<если> работа разъездов не требует (только при направлении в командировку) - 10 календарных дней в течение периода действия РнР.

 

ВЫВОД

 

Если должность, на которую вы собираетесь нанять мигранта, предполагает частые поездки в другие регионы, гораздо безопаснее взять на работу россиянина или иностранца, имеющего вид на жительство в РФ.

 

* * *

 

Мигранты, особенно безвизовые, с их небольшими запросами по сумме зарплаты выгодны многим российским работодателям. Но последние, в свою очередь, должны очень тщательно соблюдать миграционное законодательство, чтобы штрафы не свели на нет всю выгоду. Так, например, если проверка выявит у вас иностранца с "проблемным" РнР, к тому же о найме его на работу вы не уведомили орган ФМС и орган занятости да еще и не поставили его на миграционный учет, совокупный штраф составит порядка 1,5 млн руб. Вот и думайте, стоит ли легкомысленно относиться к миграционным требованиям.

 

--------------------------------

<1> приложения 3, 4 к Приказу ФМС от 25.12.2006 N 370

<2> ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ

<3> примечание к ст. 18.15 КоАП РФ

<4> Постановление Мосгорсуда от 25.10.2012 N 4а-2219/12

<5> см., например, Решение Ленинградского облсуда от 07.11.2012 N 7-589/2012

<6> подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ)

<7> см., например, Постановления ФАС МО от 20.02.2012 N А40-70422/11-119-585; 10 ААС от 03.10.2012 N А41-27020/12

<8> приложение N 5 к Приказу ФМС от 28.06.2010 N 147

<9> п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<10> п. 8 ст. 13.1, подп. 11 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ

<11> Постановление ФАС СКО от 29.01.2013 N А32-9199/2012

<12> подп. 1 п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<13> п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<14> подп. 4 п. 3, п. 3.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<15> подп. 2 п. 1.1, п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<16> п. 7.6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<17> Решение Свердловского облсуда от 01.08.2011 N 72-457

<18> Постановление Президиума ВАС от 19.05.2009 N 17066/08

<19> п. 2, подп. 2 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ

<20> Постановления ФАС ВСО от 04.05.2012 N А78-9444/2011; ФАС ЗСО от 14.09.2012 N А67-6057/2011

<21> п. 45 Регламента, утв. Приказом ФМС от 25.12.2006 N 370; приложения 1, 3 к Приказу ФМС от 25.12.2006 N 370

<22> см., например, Решение Мосгорсуда от 12.12.2011 N 7-2678; Постановление ФАС СКО от 21.05.2012 N А53-16050/2011

<23> Постановление ВС от 23.09.2011 N 18-АД11-15

<24> п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ

<25> Постановления ФАС ВСО от 14.10.2011 N А19-9183/2011; ФАС СЗО от 30.08.2011 N А66-11981/2010

<26> п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<27> Постановление ФАС МО от 12.10.2012 N А40-130434/11-93-1168; Решение ВС Удмуртской Республики от 04.04.2012 N 12-36/2012; Постановление Ленинградского облсуда от 27.11.2012 N 4а-666/2012

<28> п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ

<29> приложение к Приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н

<30> см., например, Постановление ФАС МО от 13.06.2012 N А40-113053/11-119-986; Решение Ленинградского облсуда от 07.08.2012 N 7-468/2012

<31> см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.09.2012 N А67-6057/2011

<32> п. 1 приложения к Приказу Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 10

?>