НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

ИЗМЕНЕНИЯ В НДС, БАНКОВСКИХ ПРАВИЛАХ И РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НАЛОГОВИКОВ (О поправках, внесенных "антиотмывочным" Законом, с которыми нужно ознакомиться уже сейчас)

Распечатать

Елина Л.А.

 

Закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ)

 

30 июня на интернет-портале pravo.gov.ru официально опубликован Закон N 134-ФЗ <1>. Он содержит много поправок, и все они имеют одну цель: усилить противодействие незаконным финансовым операциям и борьбу с однодневками. Однако затронут они не только тех, кто обманывает государство. Подстраиваться под новые правила придется практически всем организациям. Причем часть изменений вносится в Налоговый кодекс - коснутся они в числе прочего и порядка представления деклараций.

Сроки вступления в силу у различных поправок разные. Одни вступают в силу со дня официального опубликования Закона N 134-ФЗ. Другие - по истечении 30 дней или 1 месяца с этого дня. Третьи - с 1 января 2014 г. Есть еще поправки, которые "ждут" 1 июля 2014 г. и 1 января 2015 г. О последних мы пока говорить не будем - это сейчас слишком отдаленная перспектива. Мы остановимся только на тех изменениях, к которым большинству организаций надо готовиться уже сейчас.

 

Изменения во взаимоотношениях с налоговыми органами

 

С 30.06.2013

(-) Налоговая будет получать компромат от полицейских "оперативников", если в ходе оперативно-разыскной деятельности они найдут что-то, говорящее о нарушении налогового законодательства <2>.

С 31.07.2013

(-) Инспекция будет писать письма только на юридический адрес организации, который указан в ЕГРЮЛ <3>. Следовательно, организациям придется подавать в ЕГРЮЛ данные о своих реальных адресах.

А вот индивидуальные предприниматели (нотариусы и иные самозанятые лица), а также простые граждане могут получать корреспонденцию от ФНС либо по месту своей регистрации, либо по любому другому адресу. Но этот адрес должен быть указан в госреестре налогоплательщиков (ЕГРН), для чего надо будет написать в инспекцию заявление (его форму должна утвердить налоговая служба).

(!) У налоговиков появится право вне рамок налоговых проверок требовать документы (а не просто информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке <4>. Однако инспекторы должны обосновать необходимость получения документов и информации.

(!) У недобросовестных налогоплательщиков станет меньше способов скрыть деньги от бюджета. Налоговая служба сможет взыскивать недоимку (возникшую по итогам проверки и числящуюся более 3 месяцев) не только с проверяемого лица <5>:

<если> после проверки у фирмы ее выручка стала поступать в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, то в пределах этой выручки недоимку возьмут с этой материнской (дочерней или зависимой) компании. Теперь это правило будет распространяться и на ситуации, когда выручка поступает на счета нескольких компаний, а также если выручка идет не напрямую, а через промежуточные компании (даже если они не являются зависимыми по отношению к проверяемой фирме);

<если> после сообщения о назначении проверки из проверяемой фирмы вывели имущество в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, из-за чего недоимку с проверяемой фирмы инспекция не может взыскать, она снимет деньги с материнской (дочерней или зависимой) компании. Разумеется, недоимка будет взыскиваться только в пределах денег (имущества), выведенных из проверяемой компании.

При этом стоимость выведенного имущества будет определяться как его остаточная стоимость по данным бухучета на тот момент, когда проверяемая организация узнала (должна была узнать) о грядущей налоговой проверке.

С 01.01.2014

(-) При подаче налогоплательщиком уточненных деклараций с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, инспекция в ходе камеральной проверки может потребовать пояснения о причинах таких изменений. В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен будет такие объяснения представить <6>.

Аналогичных запросов стоит ждать и тем, кто будет подавать уточненную декларацию, в которой заявлена большая сумма убытка, чем прежде. А налогоплательщик в течение тех же 5 рабочих дней должен будет обосновать размер полученного убытка. При этом можно представлять в инспекцию выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, обосновывающие показатели уточненных деклараций <7>.

(!) Если же уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога или увеличенной суммой заявленного убытка налогоплательщик подаст в инспекцию по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, то налоговая в рамках камеральной проверки может потребовать <8>:

- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации;

- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

С 01.01.2014

(!) Штраф за просрочку подачи декларации будет рассчитываться иначе: в одних ситуациях он может быть меньше, а в других - больше <9>. С нового года его будут считать так:

- по-прежнему штраф рассчитывается в размере 5% за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Только вот эти проценты будут считаться строго от не уплаченной в срок суммы налога;

- максимальная сумма штрафа будет ограничена 30% от суммы не уплаченного в срок налога;

- минимальная сумма штрафа по-прежнему 1000 руб.

Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку подачи декларации, - это штраф 1000 руб. И это справедливо, ведь деньги в бюджет перечислены.

 

Примечание. Сейчас есть несколько точек зрения относительно того, от какой суммы брать указанные 5% или 30% штрафа:

<или> от заявленной к уплате суммы налога в декларации - независимо от того, перечислена она в бюджет на дату подачи декларации или вынесения решения о наложении штрафа. Этот самый выгодный для бюджета вариант часто применяют инспекторы, игнорируя то, что в ст. 119 НК речь идет о неуплаченных суммах налога;

<или> от суммы налога, не уплаченной в срок по декларации (то есть следует рассчитывать штраф так, как это нужно будет делать с 1 января будущего года);

<или> от суммы налога, не уплаченной по декларации на дату вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении к ответственности (так предлагала считать штраф в 2010 г. налоговая служба <10>).

 

Новое в НДС-учете и отчетности

 

С 01.01.2014

(-) Декларации по НДС все организации и предприниматели должны будут сдавать только в электронном виде. Причем независимо от численности работников <11>. Срок их подачи остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <12>.

Электронные НДС-декларации надо будет сдавать всем, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС <13>. К ним относятся в том числе:

- налоговые агенты по НДС, не являющиеся плательщиками этого налога;

- спецрежимники и другие компании, которые не должны платить НДС (к примеру, если они освобождены от этого налога).

В бумажном виде НДС-декларации в 2014 г. смогут сдавать только налоговые агенты, которые либо не являются плательщиками НДС, либо получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по ст. 145 НК РФ. Разумеется, при условии, что они не выставляли счета-фактуры с выделенным НДС другим организациям или предпринимателям.

 

СОВЕТ

 

Если вам в 2014 г. надо будет сдавать в инспекцию НДС-декларации, позаботьтесь заранее о заключении договора со спецоператором о сдаче отчетности в электронном виде.

 

Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 руб. <14> Правда, если за год надо представить всего одну декларацию (к примеру, упрощенцу, выставившему счет-фактуру с НДС), выгоднее заплатить этот штраф, чем оплачивать годовое обслуживание передачи электронной отчетности спецоператору.

(-) Посредники, которые сами плательщиками НДС не являются, но выставляют и/или получают счета-фактуры (в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров), должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в рамках данной деятельности <15>.

Примечание. В дальнейшем (с 2015 г.) такие посредники - неплательщики НДС будут представлять в электронном виде журналы учета в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

 

Новое во взаимоотношениях с банками

 

С 30.06.2013

(!) В определенных Законом N 134-ФЗ случаях банк может расторгнуть договор банковского счета со своим клиентом. За 60 дней до этого он должен письменно уведомить клиента <16>. А в течение 60 дней с даты направления банком такого уведомления почти все операции по счету будут запрещены. Исключения такие:

- банк сможет начислять проценты, предусмотренные договором;

- можно будет перечислять обязательные платежи (налоги, страховые взносы и т.д.);

- клиент сможет либо забрать остаток денег, либо перевести его на другой свой банковский счет.

Если же в течение этих 60 дней клиент не явится за деньгами, то банк их оставить у себя не сможет - он должен будет переслать деньги в Центробанк (который, кстати, устанавливает порядок возврата клиенту его денег) <17>.

 

Изменения в порядке госрегистрации юридических лиц

 

С 30.06.2013

(!) К регистрации юридических лиц и к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), надо будет относиться серьезнее, в том числе и налоговой службе <18>:

- если из-за непредставления компанией данных о себе в ЕГРЮЛ, несвоевременного их представления либо представления недостоверных данных кому-то будет причинен убыток, то компания должна будет такой убыток возместить <19>. А если кто-то получит убытки из-за ошибок налоговой службы в госрегистрации юридического лица или из-за незаконного отказа в такой регистрации, такие убытки будет возмещать госказна <20>;

- прежде чем внести какие-то данные в ЕГРЮЛ, налоговая служба должна сообщить заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица <21>. Они могут быть против регистрации таких изменений, и ФНС должна будет учитывать это, прежде чем решиться на дальнейшие действия <22>. Эти поправки помогут, в частности, защитить компании от недружественных захватов;

- если компания зарегистрирована с грубыми нарушениями закона, которые нельзя исправить, то суд может признать госрегистрацию юридического лица недействительной <23>. Кстати, ранее у налоговой службы уже были полномочия при схожих обстоятельствах обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица <24>. Теперь же может получиться так, что как будто и вовсе не было неправильно зарегистрированной фирмы. И какие последствия это может иметь для тех, кто с ней в том или ином качестве сотрудничал, еще только предстоит узнать всем нам.

 

* * *

В заключение хотим упомянуть еще о том, что теперь:

- органы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью, могут получить доступ к банковской тайне физических лиц - для этого им нужно получить судебное решение <25>;

- внесены изменения и в Уголовный кодекс <26>. В частности, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства о зачислении на счета компании денег от иностранных контрагентов, а также за вывод денег из России под предлогом оплаты фиктивных услуг, работ или непоставленных товаров <27>.

 

--------------------------------

<1> ст. 4 Закона от 14.06.94 N 5-ФЗ

<2> п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 11 Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<3> п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 5 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<4> п. 2 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 11 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<5> п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<6> п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "а" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<7> п. 4 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "б" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ

<8> п. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); подп. "д" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<9> п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<10> Письмо ФНС от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@

<11> п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 6 ст. 10 Закона N 134-ФЗ

<12> п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<13> п. 5 ст. 173 НК РФ; подп. "а" п. 2 ст. 12 Закона N 134-ФЗ

<14> ст. 119.1 НК РФ

<15> п. 3.1 ст. 169 НК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ); п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<16> ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; п. 1.2 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<17> п. 3 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<18> ст. 4, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<19> п. 2 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<20> п. 7 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<21> п. 3 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<22> п. 4 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<23> п. 6 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона N 134-ФЗ)

<24> п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<25> п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ; ч. 5, 6 ст. 26 Закона от 02.12.90 N 395-1

<26> п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 24 Закона N 134-ФЗ

<27> ст. 193 УК РФ

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 14

?>