ЧЬИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ОСВОБОДЯТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
По материалам журнала "Главная книга"
М. Суховская
Нередко плательщики не уверены, начислять ли им взносы в той или иной ситуации или нет. В этом случае для подстраховки они могут:
<или> направить письменный вопрос в уполномоченный орган и получить свой личный ответ <1>. По общему правилу такие запросы должны рассматриваться в течение 30 календарных дней со дня их регистрации в ведомстве <2>;
<или> воспользоваться разъяснениями, данными неопределенному кругу лиц и опубликованными в справочно-правовых базах или СМИ. Характерный пример таких разъяснений - различные подборки ответов на вопросы по порядку начисления и уплаты взносов <3>.
Внимание! Следование письменным разъяснениям не освобождает плательщика взносов от уплаты недоимки, выявленной контролирующими органами.
Примечание. Кстати, в налоговых спорах суды часто расценивают размещенные в правовых базах или СМИ разъяснения как адресованные неопределенному кругу лиц, даже когда подобные публикации являются ответами на запросы конкретных плательщиков <4>.
Напомним, что исполнение письменных разъяснений уполномоченных органов <5>:
- является обстоятельством, исключающим вину плательщика взносов;
- освобождает его от пеней и штрафов.
При этом дата издания разъясняющего документа значения не имеет, главное - чтобы по смыслу и содержанию он относился к тому отчетному периоду, когда было совершено нарушение.
Посмотрим, на разъяснения каких ведомств можно ориентироваться при исчислении и уплате страховых взносов.
* * *
Что же касается взносов "на травматизм", то по ним уполномочен давать разъяснения ФСС и его отделения <12>. При этом в Законе о "несчастном" страховании отсутствует перечень обстоятельств, исключающих вину плательщика взносов.
Поэтому не исключено, что в спорных ситуациях следование разъяснениям ФСС от пеней и штрафов не спасет. Судебных решений по этому поводу нам найти не удалось.
--------------------------------
<1> пп. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
<2> ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ
<3> см., например, Письма ФСС от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250; ПФР N НП-30-26/9660, ФСС N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014
<4> Постановления Президиума ВАС от 30.11.2010 N ВАС-4350/10; АС МО от 02.02.2015 N Ф05-16586/2014; ФАС МО от 14.05.2014 N Ф05-3824/14; ФАС СЗО от 18.04.2012 N А42-4511/2011
<5> ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ; Постановление 17 ААС от 16.03.2015 N 17АП-1438/2015-АК
<12> ст. 3, подп. 9 п. 2 ст. 18 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ
Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2015, N 22
-----------------------------------------------------------------------------
РАБОТОДАТЕЛИ ПОМОГУТ НАЛОГОВИКАМ ВЗЫСКАТЬ ДОЛГИ С РАБОТНИКОВ
21 октября
Л. Елина
Письма ФНС от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ (далее - Письмо N ГД-4-8/18401@), от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@ (далее - Письмо N ГД-4-8/18402@)
ФНС разработала четкий порядок действий по взысканию с граждан-непредпринимателей долгов по имущественным налогам - налогу на имущество, транспортному и земельному. Причем в процессе "выбивания" таких долгов из физических лиц теперь будут участвовать и работодатели. Есть два документа о налоговых долгах работников, с которыми может столкнуться организация или предприниматель.
ДОКУМЕНТ 1. Сообщение о налоговых долгах работников. Сразу скажем, что этот документ не влечет для вас никаких обязанностей. Таким сообщением инспекция лишь просит довести информацию о сумме налоговой задолженности до конкретных работников <1>.
Наименование объекта налогообложения и его характеристики (например, марка автомобиля, его мощность или же местонахождение земельного участка и его кадастровая стоимость) указываться не должны. Сделано это для того, чтобы не нарушать Закон о персональных данных и не разглашать налоговую тайну.
Подобное сообщение означает, что работнику ранее уже были выставлены:
- уведомление об уплате налога, по которому он вовремя не уплатил;
- требование об уплате налога (и иных налоговых долгов), которое он также вовремя не исполнил.
В случае возникновения у работника каких-либо вопросов передайте ему телефон контактного лица, указанный в сообщении <1>. Если захотите, можете объяснить работнику, что раз он попал в такой список, значит, налоговики будут взыскивать с него долги в судебном порядке <2>. Больше ничего делать не нужно.
Какой-либо ответственности за неинформирование работников об их налоговых долгах нет. А удерживать налоговые долги из зарплаты работников на основании такого сообщения вы не только не должны, но и не имеете права.
Примечание. Наверняка работник и сам знает об имеющихся долгах. Так, если долг работника составляет более 10 000 руб. (для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга - более 50 000 руб.) и он не погашен в указанные в требовании сроки, то инспекция может напомнить о них работнику по телефону <3>. Причем для установления телефонного номера налоговики могут использовать любые источники.
ДОКУМЕНТ 2. Исполнительный лист (вступивший в силу судебный приказ) о взыскании налоговых долгов. Этот документ для работодателя уже не просто уведомительный. Руководствуясь им, нужно удержать из зарплаты работника указанную сумму и перечислить ее на счет, который указан в заявлении, сопровождающем исполнительный лист (судебный приказ) <4>.
Инспекция может направить работодателю исполнительный документ, только если сумма налоговой задолженности работника не превышает 25 000 руб. <5>
РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ
Для удержания долгов по исполнительному документу не требуется согласие работника.
Учтите, что при удержании из зарплаты налоговых долгов действуют определенные ограничения <6>:
- так, по общему правилу может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Причем размер удержания исчисляется от суммы, оставшейся после удержания НДФЛ <7>. Если же с работника удерживаются еще и алименты на несовершеннолетних детей (суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца и возмещение ущерба, причиненного преступлением), то общий размер удержания не может превышать 70% <8>;
- есть виды доходов, с которых нельзя удерживать что-либо. К примеру, это компенсации, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака <9>.
Если за 1 месяц не удастся полностью удержать налоговую задолженность, то вы продолжите это делать в следующем месяце и далее - до тех пор, пока не удержите полную сумму, указанную в исполнительном листе/судебном приказе <10>.
Если вы решите не выполнять требования по удержанию налоговых долгов, то налоговики будут ждать 2 месяца, а потом сообщат в службу судебных приставов о неисполнении вами судебных актов <11>. За неправомерное неисполнение требований исполнительного документа возможен штраф <12>:
- для организации - от 50 000 до 100 000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.
-------------------------------
<1> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 6)
<2> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 7)
<3> Письмо N ГД-4-8/18401@ (п. 5)
<4> п. 2 ст. 9 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)
<5> Письма N ГД-4-8/18401@ (п. 9), N ГД-4-8/18402@ (п. 10); п. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ
<6> ст. 99 Закона N 229-ФЗ
<7> пп. 1, 2 ст. 99 Закона N 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ
<8> п. 3 ст. 99 Закона N 229-ФЗ; ст. 138 ТК РФ
<9> абз. "в" подп. 8 п. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ
<10> п. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ
<11> Письмо N ГД-4-8/18402@ (п. 11)
<12> ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 23
